18 мая 2022, 21:55
Стас Ай Как Просто
сказал 14 мая
Либерализм не работает
14 мая блогер Стас Васильев выпустил ролик на своем канале, в котором прокомментировал последние мировые новости. Он раскритиковал российских либералов, обвинив их в лицемерии. Прошёлся Васильев и по самой идее либерализма.
«Эпоха либерализма, что бы вы там себе ни думали, подошла к концу. Путин, отказавшись от советской идеологии, решил использовать либеральную демократию, свобода, честные выборы и прочее. Они все демократы, что бы вы там себе ни думали. И Путин, и Лавров, и Песков — они все самые либеральные либералы. Но, к сожалению, сейчас либерализм не работает», — заявил блогер.
Это действительно так. Когда Путин стал президентом России, он стал использовать либеральную идеологию для выстраивания вертикали власти и манипулировать демократическими институтами в своих интересах. Позже эти же методы начали использовать и западные государства.
31 декабря 1999 года, сразу после того, как первый президент России Борис Ельцин объявил о своей отставке, Владимир Путин выступил с обращением, в котором заявил, что будет защищать демократические институты на посту президента.
«Свобода слова, свобода совести, свобода средств массовой информации, права собственности. Эти основополагающие элементы цивилизованного общества будут надежно защищены государством», — заявил Путин.
На деле президент почти сразу приступил к консолидации власти в своих руках. В то время руководителем президентской администрации был Александр Волошин, доставшийся Путину в наследство от Ельцина. Он разработал для молодого президента новую политическую доктрину «управляемой демократии». Её суть заключалась в реформировании федеральных органов власти так, чтобы они не мешали новой администрации проводить нужные ей реформы. Из Совета Федерации выгнали губернаторов, заменив их сенаторами. Ранее оппозиционную Путину партию «Отечество — вся Россия» объединили с президентским блоком «Единство» и создали лояльную Кремлю партию «Единая Россия». Так Путин получил большинство в Госдуме и контролируемый Совет Федерации. Это позволило ему без проблем принимать почти любой законопроект.
«Управляемая» законодательная ветвь власти позволила президенту подчинить себе и судебную. Если раньше президенту необходимо было согласовывать кандидатуры судей с региональными парламентами, то теперь это ограничение фактически исчезло благодаря «Единой России». Кроме того, в 2001 году была введена дисциплинарная ответственность судей, что дало администрации президента формальные инструменты для давления на них. В 2002 году Путин начал назначать судей и вовсе без учёта мнения регионального парламента. В 2004 году он упразднил институт народных заседателей и позже выступил против выборности судей, объяснив это необходимостью оградить суды от политической конъюнктуры.
Свободу слова Владимир Путин тоже понимает весьма специфически. В кресле президента он не забыл, как сильно телевизор влиял на политическую жизнь 1990-х, и решил подчинить себе и «четвёртую власть». Под угрозой уголовного преследования президент заставил владельцев частных каналов продать их государству с большой скидкой. В администрации президента появился специальный человек, который отвечает за медиаповестку. Лояльность власти фактически стала единственным критерием появления в эфире. Пока журналист не касается неприятных для власти тем, он может грозить странам НАТО ядерным ударом, прогуливаться в студии с ведром фекалий и даже угрожать спикерам физической расправой.
«Управляемым» в России стал и институт выборов. Сегодня в это трудно поверить, но в 2000-м году результат Путина в 53% на президентских выборах казался его команде фантастическим. Политтехнологи всерьёз готовились ко второму туру и борьбе с коммунистом Геннадием Зюгановым и делали заготовки в виде пропагандистских фильмов и книг. Победа в первом туре настолько понравилась Путину, что он решил сделать её своей фирменной чертой. Для этого администрация президента разработала отдельный инструментарий в виде каруселей, ручейков и централизованного голосования бюджетников. В последние годы к этому набору добавилось электронное голосование. Всё это позволило власти обеспечить любой результат на выборах любого уровня.
В конечном счёте, получив в наследство либеральную систему, Владимир Путин смог использовать её недостатки для узурпации власти и при этом сохранить демократическую структуру в качестве ширмы. В России существуют парламент, судьи, средства массовой информации, но все они подчиняются воле номенклатуры, которая использует либерализм как инструмент для достижения своих целей.
Западные государства осознали преимущества этой модели намного позже, ограничивая свободы под предлогом тех же либеральных ценностей. Например, в 2016 году в Канаде приняли закон «О внесении поправок в Закон Канады о правах человека и Уголовный кодекс», который ввёл уголовную ответственность за гендерную дискриминацию. Уголовное преследование может грозить даже в том случае, если гражданин Канады откажется обращаться к собеседнику тем местоимением, которое тот выбрал.
С началом пандемии китайского коронавируса репрессивные меры государств под предлогом защиты общественного здоровья лишь усилились. В той же Канаде противники ковидных ограничений подвергались уголовному преследованию. В США средства массовой информации использовались для пропаганды прививок и государственных программ вакцинации. Более того, карантинные меры скомпрометировали президентские выборы, так как они сильно изменили процесс голосования. Из-за них наблюдатели от штаба Дональда Трампа не были допущены на участки в нескольких штатах. Кандидат от республиканцев также раскритиковал голосование по почте и обвинил демократов в махинациях с бюллетенями.
Стас Ай Как Просто раскритиковал концепцию либерализма и оказался прав. Номенклатуры по всему миру используют либеральные идеи для ограничения свобод. Владимир Путин — пионер в этом тренде.