Поддержи наш проект

bitcoin support

Наше издание живет благодаря тебе, читатель. Поддержи выход новых статей рублем или криптовалютой.

Подпишись на рассылку

Раз в неделю мы делимся своими впечатлениями от событий и текстов

Фактчекинг

6 мая 2022, 21:52

написал 5 мая

5 мая владельцы укрытий для жертв домашнего насилия дали интервью российскому Forbes. Они рассказали о том, как открыть шелтер, сколько это стоит и с какими трудностями столкнется тот, кто всё-таки решит помочь жертвам укрыться от насильника.

В подводке к статье журналисты Forbes указали на чудовищные данные статистики: половина всех убитых женщин в России погибли из-за домашнего насилия.

«По статистике, каждая вторая женщина, убитая в России, погибла в результате домашнего насилия. При этом шелтеров (убежищ) для жертв — в буквальном смысле один на миллион», — написали в Forbes.

Домашнее насилие в России — действительно огромная проблема. Опрос российских женщин в 50 городах России в 2017 году показал, что 70% из них хотя бы раз в жизни подвергались той или иной форме домашнего насилия: физического, психологического, сексуального или экономического. И всё-же ссылаться на статистику в этом случае нельзя, потому что она не отражает реальность сразу по нескольким причинам.

Во-первых, прямой доступ к информации о преступлениях имеют только государственные органы, которые не заинтересованы в решении проблемы домашнего насилия. Политическое руководство страны ориентируется на косвенные индикаторы: общий уровень преступности и темпы его снижения. Ведомства научились подстраивать статистику под целевые показатели и регулярно рапортуют о росте раскрываемости. Например, при сменах руководства в региональных управлениях МВД и в прокуратуре число зарегистрированных преступлений может сначала вырасти, а потом снова снизиться. Всё это приводит к тому, что цифры, публикуемые в сводках МВД и Генпрокуратуры, не отражают корректно даже те преступления, о которых известно следователям.  

Во-вторых, даже когда чиновники собирают информацию для своих публичных сводок, например, для портала правовой статистики, они жёстко её фильтруют. Из открытых источников Генеральной прокуратуры мы можем узнать только об общем количестве преступлений и их распределение по отдельным статьям Уголовного кодекса. МВД вообще может позволить себе не публиковать отчёты о количестве преступлений в конкретных регионах, тем самым нарушая закон «О полиции».

В-третьих, даже если принять на веру государственную статистику, она не может отражать всей картины по той причине, что не все преступления приводят к возбуждению дел. Это признает и сама Генеральная прокуратура: ведомство утверждает, что реальный уровень преступности в 8 раз выше, чем официальный.

Откуда взялась статистика о «каждой второй женщине в России», сказать трудно. В тексте Forbes есть ссылка на исследование Консорциума женских неправительственных объединений (НПО), в котором долю жертв смертельного домашнего насилия среди женщин оценили еще выше: в 61%. Авторы с помощью алгоритма проанализировали официальную статистику и назвали точное число убитых женщин: 8300, из которых 5000 было убито в результате домашнего насилия. Это число вызывает вопросы, потому что противоречит открытым данным. В год исследования всего было убито 11 964 человека, из них 3173 женщины. Скорее всего, авторы взяли данные Росстата об «общем числе лиц, потерпевших от преступных посягательств», где действительно фигурирует число 8300. Проблема в том, что этот показатель учитывает еще и жертв преступных ДТП, халатности и других преступлений, не связанных с домашним насилием.

Forbes решил привлечь внимание к реальной проблеме домашнего насилия и солгал. Авторы статьи сослались на статистику, которая не имеет отношения даже к тем скудным данным, что у нас есть.

Наш отдел новостей каждый день отсматривает тонны пропаганды, чтобы найти среди неё крупицу правды и рассказать её вам. Помогите новостникам не сойти с ума.

ПОДДЕРЖАТЬ ПРОЕКТ
Карта любого банка или криптовалюта