23 марта 2022, 19:14
Стас Ай Как Просто
сказал 20 марта
Виктория Нуланд подтвердила, что США разрабатывают биооружие в лабораториях на Украине
20 марта блогер Стас Васильев выпустил ролик с комментариями к событиям в России и Украине, степень собственной осведомлённости о которых он сам оценивает весьма противоречиво. Он провёл небольшой урок политической грамотности для Ксении Собчак и решил опровергнуть её высказывание о лицемерии российской государственной пропаганды. Мысль Собчак заключалась в том, что ранее российские госСМИ критиковали американские власти за предположения о наличии химического оружия у Ирака, а когда речь зашла об Украине, сами начали использовать аналогичный сюжет с «американскими биолабораториями на Украине».
«Ксения, ситуация как бы несколько отличается, потому что: да, Ирак обвиняли в том, что там ядерное оружие, хотя его там не должно быть, и его разбомбили. Вот только проблема в том, что ядерное оружие там не нашли. А у нас говорят о биолабораториях. О биолабораториях, существование которых уже подтвердили сами США. Как бы, это немножечко разные вещи. ... Виктория Нуланд сама подтвердила: "Ну да, мы как бы разрабатываем"», — сказал Стас.
Свою речь Стас сопроводил скрином заголовка статьи «Известий», который гласит: «Замгоссекретаря США Нуланд подтвердила наличие американских биолабораторий на Украине».
Эта статья ссылается на речь замгоссекретария на слушаниях в Сенате по поводу российского вторжения в Украину. На нём сенатор-республиканец от штата Флорида Марко Рубио задал чиновнице прямой вопрос: «Располагает ли Украина химическим или биологическим оружием?» Нуланд ответила, что Украина располагает исследовательскими центрами, попадание которых в руки российских войск может привести утечке изучаемых образцов в результате провокации. Она не утверждала ни того, что эти центры принадлежат США, ни того, что в них разрабатывали биологическое оружие.
«В Украине есть центры биологических исследований. Мы беспокоимся по этому поводу, потому что российские силы, возможно, попытаются установить над ними контроль. Мы работаем с украинцами над тем, как они могут убедиться в том, чтобы какой-либо исследовательский материал не попал в руки российских сил», — сказала Нуланд.
Центры, о которых идёт речь, — это 46 лабораторий и медицинских институтов, которые участвовали в совместной программе Украины и США по изучению опасных патогенов. С 2005 года США инвестировали в эти центры около 200 миллионов долларов. Официальной целью программы было заявлено предотвращение утечки или продажи патогенов, которые остались на Украине после распада СССР, в том числе для того, чтобы их не превратили в биологическое оружие. Какая деятельность велась в этих лабораториях на самом деле до сих пор неизвестно. Российское государство ограничивается заявлениями о наличии биологического оружия, а американское — о его отсутствии.
В условиях войны подтвердить или опровергнуть разработку биологического оружия в Украине принципиально невозможно. И тем не менее, аргументы российской стороны вызывают некоторые вопросы.
Во-первых, российские военные не предоставили надёжных доказательств производства биологического оружия в якобы уже захваченных лабораториях.
Во-вторых, сюжет с тайными лабораториями США по всему миру, в которых американцы разрабатывают модифицированные версии патогенов и распространяют их с помощью живых носителей, появилась задолго до начала войны на Украине. Ещё в 1980-х годах КГБ утверждал, что научный проект в Пакистане, спонсируемый США создавал комаров-убийц и отправлял их в Афганистан. Российские официальные лица вернулись к этой теме после прихода Владимира Путина к власти. В 2015 году государственный канал «Россия-24» даже выпустил часовой фильм на эту тему.
До Украины в распространении опасных вирусов обвиняли лаборатории в Грузии — она якобы заразила российских свиней африканской чумой. Американские официальные лица в администрациях Трампа и Байдена последовательно отрицали эти обвинения, как и украинские чиновники.
Стас манипулирует своей аудиторией и приписывает американским чиновникам то, чего они не говорили, а также повторяет тезис российской пропаганды, который появился задолго до начала войны в Украине.