1 февраля 2022, 12:36
Максим Кац
сказал 31 января
Биг Фарма не может навязывать условия правительствам
31 января в видео на своем канале урбанист Максим Кац опровергал «теории заговора» о Биг Фарме — крупнейших компаниях на фармацевтическом рынке. Он заявил, что эти фирмы не могут ставить правительствам условия при заключении сделок на поставки вакцин от китайского коронавируса, а риски, связанные с таким бизнесом, — тяжелое бремя.
«Национальные правительства, тем более в настолько кризисной ситуации — это не те контрагенты, которым можно навязывать условия, пока граждане гибнут от вирусного воспаления легких», — сказал Кац.
Опубликованные фрагменты контрактов крупнейших фармацевтических компаний-производителей вакцин от COVID-19 (прежде всего Pfizer) говорят о том, что это утверждение далеко от реальности.
Первые сообщения о том, что Pfizer ведет агрессивную политику продвижения вакцин в развивающихся странах, появились в феврале 2021 года. Бюро расследовательской журналистики рассказало, как переговорщики Pfizer требовали от правительств латиноамериканских стран государственное имущество в качестве залога для покрытия издержек, если вдруг к компании предъявят гражданские иски из-за побочных эффектов вакцины.
Именно по этой причине контракт с правительством Аргентины заключили с задержкой. Чтобы удовлетворить требования Pfizer об ответственности за побочные эффекты правительству этой страны даже пришлось принять новое законодательство. Тем не менее, по заявлению аргентинского чиновника, «Pfizer требовала все больше и больше».
То же самое произошло и в Бразилии. Финальная версия контракта вообще запретила правительству Бразилии делать любые публичные заявления об условиях контракта. Кроме того, государству нельзя принимать вакцину от Pfizer в качестве пожертвования или закупать ее у третьей стороны. Нарушение этого условия грозит расторжением контракта.
В контракте с Великобританией Pfizer обязало правительство Ее Величества рассматривать любые споры в рамках соглашения исключительно в Международной торговой палате, а не в британском суде. Публично рассказывать об условиях контракта властям этой страны тоже запрещено.
Pfizer также настояла на включении в контракты с правительствами Бразилии, Чили, Колумбии и Доминиканской Республики пункта о добровольном отказе от судебного иммунитета, в том числе на государственное имущество. Это значит, что в случае арбитражного спора по контракту Международная торговая палата сможет арестовать государственное имущество этих стран.
Причина такого влияния Биг Фармы заключается в развитой международной системе защиты интеллектуальной собственности, которая исключает любую возможность использования разработок фармацевтических компаний без их полного контроля. Для защиты своих интересов компании также активно используют свои связи в администрации президента Байдена.