Историческая роль Израиля в становлении ХАМАС
Будущее еврейского государства будет определяться войной с монстром, которого оно предположительно помогло породить
В 2005 году Израиль вывел войска из Газы, а теперь развернулся в противоположную сторону и вновь вторгся на эту территорию в ответ на зверства, творимые боевиками ХАМАС.
Но подобно тому, как Соединённые Штаты вторглись в Афганистан в 2001 году, чтобы отстранить от власти повстанцев-террористов, чьему становлению они способствовали через связи с пакистанской разведкой ради стабильности Афганистана, Израиль вкушает горькие плоды политики по принципу «разделяй и властвуй», которая способствовала рождению «монстра Франкенштейна» под названием ХАМАС, которого он теперь пытается усмирить.
Рассматривая убийство ХАМАС невинных граждан как своего рода Перл-Харбор, Израиль поклялся «стереть с лица Земли» базирующуюся в Газе группировку боевиков при помощи военного наступления, которое, по данным New York Times, является одним из самых интенсивных в 21 веке. Однако прославляющую терроризм идеологию ХАМАС нельзя подавить только военными средствами. И это ставит вопрос о том, могут ли израильские войска застрять в Газе так же, как это случилось с американским вторжением в Афганистан, превратившимся в дорогостоящую затяжную операцию.
Международное внимание к войне в Газе помогло скрыть тот факт, что в 1980-х годах Израиль способствовал становлению исламистского движения ХАМАС как конкурента светской Организации освобождения Палестины и её доминирующей фракции ФАТХ Ясира Арафата. На политику Израиля явно повлияло то, как в Пакистане США готовили и вооружали моджахедов (или исламских святых воинов) из многих стран для ведения джихада против советских сил в Афганистане.
Многомиллиардная американская программа 1980 года по созданию антисоветских джихадистов по сей день остаётся крупнейшей тайной операцией в истории Центрального разведывательного управления. В 1985 году на церемонии в Белом доме, на которой присутствовали несколько моджахедов, тогдашний президент США Рональд Рейган жестом указал на своих гостей и заявил: «Эти джентльмены — моральный эквивалент отцов-основателей Америки».
Из моджахедов выросли «Талибан» и «Аль-Каида». Как открыто признала в 2010 году тогдашний госсекретарь США Хиллари Клинтон: «Мы обучали их, мы оснащали их, мы финансировали их, в том числе некоего Усаму бен Ладена... И в итоге всё не очень хорошо для нас закончилось».
ХАМАС, в свою очередь, предположительно возник из финансируемого Израилем исламистского движения в Газе. А в 1981 году бригадный генерал Ицхак Сегев, тогдашний военный комендант Израиля на этой территории, рассказал, что ему выделили бюджет на финансирование палестинских исламистов для противостояния растущему влиянию палестинских секуляристов. ХАМАС (ответвление палестинской ячейки «Братьев-мусульман») был официально создан при поддержке Израиля вскоре после первой интифады (восстания палестинцев — п. п.), вспыхнувшей в 1987 году в ответ на израильскую оккупацию палестинских земель.
Израиль преследовал две цели: расколоть палестинское националистическое движение, возглавляемое Арафатом, и, что более важно, помешать реализации решения о сосуществовании двух государств для урегулирования затянувшегося израильско-палестинского конфликта. Способствуя становлению исламистской группировки, чей устав отвергал признание израильского государства, Израиль стремился подорвать идею о сосуществовании двух государств, в том числе сдержать поддержку Запада в отношении независимого палестинского государства.
Израильское разведывательное агентство Моссад тоже сыграло свою роль в этой игре по принципу «разделяй и властвуй» на оккупированных территориях. В книге 1994 года «Другая сторона обмана» разоблачитель Моссада Виктор Островский утверждал, что оказание помощи ХАМАС соответствует «генеральному плану Моссада» по созданию арабского мира, «управляемого фундаменталистами», которые отвергнут «любые переговоры с Западом» и сделают Израиль «единственной демократической и рациональной страной в регионе». В 2009 году Авнер Коэн, бывший израильский чиновник по делам религий, работавший в Газе более двух десятилетий, сказал корреспонденту газеты, что «ХАМАС, к большому сожалению, создан Израилем».
Разумеется, некоторые другие субъекты, включая американское разведывательное сообщество, не одобряют утверждение о связи Израиля со становлением ХАМАС, представляя его просто как ответвление «Братьев-мусульман».
В 2004 году, примерно за семь лет до того, как американский спецназ уничтожил бен Ладена во время вертолётной атаки на его убежище неподалёку от столицы Пакистана, в результате израильского ракетного удара был убит основатель ХАМАС шейх Ахмед Ясин — парализованный и частично слепой священнослужитель. Проводя показное различие между «хорошими» и «плохими» террористами, Израиль и США, тем не менее, продолжали поддерживать связи с джихадистами.
Пока Барак Обама находился в Белом доме, США и их союзники свергли ливийского лидера Муаммара Каддафи и создали у южных ворот Европы цитадель джихадистов, где всё ещё царит беззаконие. Затем они предприняли попытку свергнуть другого светского диктатора, сирийца Башара Асада, и развязали гражданскую войну, которая способствовала становлению «Исламского государства» — жестоких боевиков со средневековыми нравами, некоторые из пехотинцев которых обучало ЦРУ. И, очевидно, потрясенный жестокостью некоторых из этих поддерживаемых США боевиков, а также на фоне вопросов об эффективности этой политики, тогдашний американский президент Дональд Трамп в 2017 году, как сообщается, решил свернуть секретную программу смены сирийского режима.
Израиль, напротив, продолжал поддерживать свои тайные связи с ХАМАС. По данным газеты Haaretz, только в период с 2012 по 2021 год, Катар, давний спонсор джихадистских группировок, с согласия Израиля перечислил ХАМАС 1,8 миллиарда долларов.
В 2019 году находящийся у власти почти полтора десятилетия премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху заявил на встрече членов Кнессета, состоящих в его партии «Ликуд»: «Любой, кто хочет помешать созданию палестинского государства, должен поддерживать укрепление ХАМАС и перечислять ему деньги». Затем он добавил: «Изолировать палестинцев в Газе от палестинцев на Западном берегу — часть нашей стратегии».
Израиль, как и США, возможно, руководствуется пословицей «враг моего врага — мой друг». Но, как свидетельствует история, далёкий от превращения в друга «враг моего врага» часто открыто превращается в противника.
Самая долгая война Америки закончилась возвращением к власти талибов. Воссоздание средневекового, ультраконсервативного, восхваляющего джихад эмирата в Афганистане не касается далёкую Америку напрямую. Но война Израиля с монстром, которого он помог породить, во многом определит его безопасность.