Aid for Ukraine: чёрная дыра для помощи Запада
Украинское правительство заставило таинственным образом исчезнуть онлайн-свидетельства своей договорённости по сбору пожертвований с криптомошенниками FTX всего за несколько дней до того, как разразился скандал. Авторы благотворительной инициативы утверждают, что собрали 60 миллионов долларов для Украины, но на что пошли эти деньги?
Крах FTX, пятой по размеру криптовалютной биржи по объёмам торговли в 2022 году и второй — по размеру вкладов, запустил волну хаоса на финансовых рынках, и с ростом волнений правительство Украины начало проводить операцию по удалению из сети всех упоминаний заключённого на высшем уровне соглашения о сборе криптовалюты с FTX. Удивительно, но, похоже, эта операция началась всего за несколько дней до того, как разразился скандал.
Обнаруженные Grayzone данные показывают, что FTX собрала для украинского правительства десятки миллионов на различные военные цели. Но что происходит с предположительно успешной схемой сбора пожертвований сейчас, когда компанию разоблачили как потёмкинскую деревню без реальных активов и стали задавать неудобные вопросы по поводу того, не была ли она с самого начала мошеннической? Действительно ли эти деньги были собраны, и если да — то на что они пошли?
Уничтожение FTX привело к массовой распродаже её нативного биткоин-токена FTT конкурирующей биржей Binance. Его стоимость резко упала, что привело к трёхдневному «исходу» криптовалюты на миллиарды долларов, что в свою очередь создало (или раскрыло) «кризис ликвидности» в FTX, потому что у биржи не было свободных активов, необходимых для выплаты снятых клиентами средств. FTX подала заявление о банкротстве 11 ноября.
Основателю FTX и крупному спонсору Демократической партии Сэму Бэнкману-Фриду теперь грозит уголовное преследование на Багамах, где была зарегистрирована криптобиржа, а по всему миру раздаются призывы к международному расследованию слабо регулируемой индустрии криптовалют.
Внезапную смерть FTX сравнивают с развалом Lehman Brothers в 2008 году, приблизившим тогда финансовый кризис.
Оказывается, огромные средства клиентов пропали благодаря секретному «чёрному ходу» в бухгалтерской системе FTX, позволившему Бэнкману-Фриду вносить изменения в финансовую отчётность компании без какого-либо контроля. Это попустительство могло быть использовано, чтобы скрыть перевод как минимум 10 миллиардов долларов клиентских средств на счёт ещё одной основанной им компании, торгующей цифровыми активами — Alameda Research.
Хотя мейнстримные медиа сосредоточенно изучают подробности криптоаферы Бэнкмана-Фрида, они отказываются даже упоминать о взаимоотношениях между FTX и правительством Украины, не то что расследовать их.
Были ли клиентские средства безотчётно и незаконно отправлены на прокси-войну Запада? Или предположительная помощь, отправленная FTX Киеву, оказалась в руках украинских мошенников, коррумпированных полевых командиров и злоумышленников?
Отказ корпоративных медиа изучить эти вопросы кажется ещё более неправильным если вспомнить, как пафосно Бэнкман-Фрид рекламировал свои близкие финансовые отношения с правительством Владимира Зеленского.
FTX обещала «превратить биткоины в пули, бинты и другие военные материалы» для Украины
Партнёрство между FTX и украинским правительством впервые стало публичным 14 марта, когда крупнейший сайт о криптовалютах CoinDesk объявил, что Киев запустил страницу, посвящённую криптовалютным пожертвованиям Украине под названием Aid for Ukraine.
Под её эгидой FTX пообещала «переводить криптовалютные пожертвования на военные нужды Украины в фиатные деньги» в Национальный банк Киева, позволяя охваченному войной правительству «превратить биткоины в пули, бинты и другие военные материалы». CoinDesk заявил, что эта инициатива «углубляет беспрецедентную связь между общественным и частным сектором в криптовалюте».
Александр Борняков, чиновник украинского Министерства цифровой трансформации, намекнул CoinDesk на аукцион «предстоящей коллекции NFT», который «даст новый толчок процессу сбора пожертвований в крипте». (Это министерство сыграло ключевую роль в проводимой Зеленским кампании по запрету появления Макса Бламенталя и Аарона Мэйта из Grayzone на крупной международной встрече технологической индустрии в Лиссабоне, Португалия).
В сопровождающем объявление о сотрудничестве FTX с Украиной пресс-релизе Бэнкман-Фрид объяснил, что «в начале конфликта в Украине FTX почувствовала необходимость помочь ей любым возможным способом». Он пообещал, что соглашение предоставляет «возможность доставлять помощь и ресурсы людям, которые больше всего в них нуждаются».
Киев удалил страницу Aid for Ukraine незадолго до того, как скандал с FTX стал публичным
Сейчас страница Aid for Ukraine удалена, но её можно открыть через Internet Archive. До недавнего времени она призывала посетителей «помочь Украине криптовалютой» и умоляла «не оставлять их наедине с врагом».
На странице присутствовали рекламные цитаты ряда чиновников украинского правительства и держателей биткоинов — среди них и основатель FTX.
Михаил Фёдоров, вице-премьер-министр и министр цифровой трансформации Украины, поблагодарил «криптосообщество» за финансирование закупок шлемов, бронежилетов и приборов ночного видения. Бэнкман-Фрид, в свою очередь, заявил, что он «невероятно обрадован и польщён» возможностью «поддерживать криптовалютные пожертвования Украине».
Последняя копия Aid for Ukraine на Internet Archive была сделана вечером 26 октября. За время существования страницы на Internet Archive было запечатлено множество её еженедельных копий. То есть Киев избавился от страницы только в конце октября, за несколько дней до того, как разразился кризис FTX.
Вскоре после этого, 1-го ноября, украинское правительство создало отдельный сайт для продвижения этой инициативы. Он был полностью идентичен предыдущему, а цитаты Бэнкмана-Фрида, упоминания участия в проекте FTX и даже её логотип оставались на нём до утра 15 ноября.
Было ли забрасывание и удаление изначальной страницы и переход на совершенно новый интерфейс в то время просто странным совпадением или украинцев предупредили о грядущем скандале? Что знал Киев и когда он это «что-то» узнал?
Бэнкман-Фрид направлял Байдену миллионы через «скрытый» комитет политического действия
Хотя FTX и обвиняют в отмывании денег для Демократической партии США, этому пока нет конкретных доказательств. Но учитывая то, что Бэнкман-Фрид был одним из самых щедрых жертвователей демократов и главным связующим звеном между влиятельными лицами партии и криптовалютной сферой, эти обвинения вполне можно понять.
Бэнкман-Фрид — сын профессора права из Стэнфорда Барбары Фридман, основательницы теневого суперкомитета политических действий «Mind the Gap», тихо направлявшего кандидатам от Демократической партии миллионы от преимущественно безымянных инвесторов из Силиконовой долины.
У этой организации нет сайта и аккаунтов в социальных сетях, а её основатели публично не рекламируют своё участие в ней. Выбранные с помощью сложного анализа данных бенефициары суперкомитета часто сами понятия не имеют, кто или что пожертвовало их кампаниям.
Весь смысл в скрытности, — заявил Vox человек «со связями в организации» в 2020 году.
Запуск FTX Бэнкманом-Фридом в апреле 2019 года (в том же месяце, когда Джо Байден объявил о выдвижении в президенты на выборах 2020 года) ещё больше усилил интригу вокруг этого скандала. Как только крупные суммы начали поступать на биржу FTX или проходить через неё, её основатель начал направлять прибыль в казну предвыборной кампании Байдена. Удивительно, но до этого Бэнкман-Фрид никогда не жертвовал на политическую деятельность.
За кампанию 2020 года Бэнкман-Фрид подарил более 5 миллионов долларов Байдену и поддерживающим его группам. Сообщается, что это помогло обеспечить потенциально решающий «многомиллионный одиннадцатичасовой рекламный блиц на телевидении», направленный на колеблющиеся штаты, и сделал криптоброкера вторым крупнейшим жертвователем президенту после Майкла Блумберга.
Бэнкман-Фрид утверждал, что этот всплеск щедрости был «мотивирован не чем-то конкретным, а просто общей стабильностью и процессом принятия решений команды Байдена». Такое явное отсутствие энтузиазма по поводу нового президента явно противоречит тем ошеломляющим суммам, которые криптоброкер с тех пор влил в казну Демократической партии.
За один только 2022 год Бэнкман-Фрид пожертвовал на кампании кандидатов от Демократической партии почти 40 миллионов долларов. Эта волна пожертвований сделала его вторым крупнейшим индивидуальным спонсором демократов — сразу после Джорджа Сороса.
Недавно Бэнкман-Фрид пообещал до 2024 года пожертвовать демократам один миллиард долларов, чтобы убедиться в их победе на следующих президентских выборах. Однако 14 октября он развернулся на 180 градусов и назвал такую инвестицию «глупым» ходом. За кулисами назревал скандал.
Через неделю Совет по ценным бумагам Техаса объявил, что расследует деятельность FTX на предмет продажи незарегистрированных ценных бумаг. Медиа почти не обратили внимания на эту ситуацию. Если её и упоминали, то только как ещё один пример того, что финансовые органы досконально изучают криптовалютных игроков.
Что произошло с 60 миллионами долларов, собранными через Aid for Ukraine?
Если FTX действительно отмывала средства для прокси-войны в Украине, даже малейший намёк на то, что регуляторы изучают её операции, вызвал бы тревогу в Вашингтоне — и, следовательно, в Киеве. Возможно, именно поэтому украинское правительство заменило страницу Aid for Ukraine на отдельный сайт и полностью избавилось от оригинального сайта всего за несколько дней до событий.
Вопросы вызывают и копии Aid for Ukraine из Internet Archive, показывающие, что записи о средствах, предположительно поступающих в Киев через биткоины, не обновлялись с июля. Тогда сайт сообщал, что «сообщество» собрало более 60 миллионов долларов для Украины. Эта цифра отражена и на отдельном сайте пожертвований Aid for Ukraine.
Отчёт о расходах на новом сайте Aid for Ukraine сообщает, что по состоянию на 7 июля Киев потратил 54 573 622 доллара криптовалютных пожертвований на разнообразное оборудование, транспортные средства, дроны, «смертоносное оборудование» и другие ресурсы. Одна из крупнейших единовременных затрат составила 5 250 519 долларов и предназначалась на «всемирную антивоенную медиа-кампанию», подробности которой «будут опубликованы только после нашей победы из соображений безопасности».
Украинские чиновники и представители частного сектора, участвующие в операции Aid for Ukraine, высмеивают все предположения о неправомерности её использования, но своими отрицаниями вызывают лишь больше вопросов.
Александр Борняков из украинского Министерства цифровой трансформации заявил, что Aid for Ukraine просто использовала FTX для «конвертации пожертвований в фиатные деньги в марте». Гендиректор Everstake, проверяющей компании, которая, в теории, должна была гарантировать, что пожертвованные через Aid for Ukraine средства дойдут до киевского Министерства обороны, также поблагодарил «каждого обладателя криптовалюты за пожертвования... в те первые дни, когда на счету был каждый цент и каждая минута».
В совокупности эти заявления предполагают, что Aid for Ukraine принимала пожертвования исключительно на ранних стадиях войны, и цифра в 60 миллионов долларов представляет собой сумму, полученную и конвертированную в первые недели после запуска инициативы. Эту интерпретацию подкрепляет и презентация сотрудника Everstake на конференции Web Summit 1 ноября, темой которой был «сбор более 60 миллионов долларов в криптовалюте для Украины».
Однако копия страницы Aid for Ukraine на Internet Archive от 1 апреля несколько разрушает эту картину, демонстрируя, что спустя всего две с половиной недели после запуска инициативы на сайте появилось обновление, утверждающее, что уже на тот момент было собрано «более 70 миллионов долларов» от криптовалютных жертвователей. Через пять дней эту цифру уменьшили до «60 миллионов долларов».
Ещё более странно то, что, согласно данным Aid for Ukraine, с момента запуска инициативы и до 14 апреля было потрачено 45 103 538 долларов. То есть с 14 апреля по 7 июля, в период, когда война превратилась в «кровавую войну на истощение», по версии The Guardian, потрачено было всего лишь 9 740 084 долларов.
Остаётся разница в как минимум 5,5 миллионов долларов между деньгами, которые Aid for Ukraine предположительно собрала в первые недели своего существования, и средствами, которые она передала Украине.
Это расхождение было подтверждено и в твите официального аккаунта Aid for Ukraine за вечер 15 ноября, утверждающем, что «из полученных 60 миллионов долларов уже 54 миллиона было потрачено на гуманитарные и военные нужды Украины».
Этот твит предполагает, что после начала апреля не было получено вообще никаких пожертвований, и общая их сумма с тех пор не менялась, несмотря на то, что сбор всё ещё был открыт. Что было бы, согласитесь, довольно необычно.
Правительству Украины, FTX и Everstake теперь предстоит ответить на несколько серьёзных вопросов. А именно: почему предположительно собранные средства уменьшились за несколько дней, почему с тех пор не было получено ни одного пожертвования через страницу или новый сайт Aid for Ukraine, сколько было пожертвовано после первоначального предположительного наплыва жертвователей и куда делись остальные деньги?
Украина: чёрная дыра для западной помощи
С начала войны западные медиа игнорируют или открыто замалчивают истории о потенциальной финансовой непорядочности украинских чиновников и военных. В августовском разоблачении, опубликованном Kyiv Independent, документально запечатлены широкомасштабные злоупотребления со стороны руководства одного из крыльев Международного легиона, включая сексуальные домогательства, мародёрство, угрозы солдатам под дулом пистолета и отправку их на безрассудные задания неподготовленными. И хотя Kyiv Independent часто влияет на то, как западные медиа пишут о конфликте в Украине, эту историю мейнстримные издания полностью проигнорировали.
В том же месяце CBS выпустила в эфир расследование, доказывавшее, что лишь 30% западных поставок оружия достигают линии фронта. Из-за резкой критики Пентагона и других влиятельных источников, CBS временно сняла с публикации свой документальный фильм и сопутствующие ему рекламный трейлер и статью. С тех пор публикацию «обновили» заявлением о том, что «ситуация значительно улучшилась» с момента съёмок и «теперь гораздо большие объёмы попадают туда, куда должны».
Высокопоставленные демократы тоже отлично умеют замалчивать постыдные истории, касающиеся Украины. Так, в декабре 2015 года Джо Байден заставил на тот момент украинского лидера Петра Порошенко уволить генерального прокурора Виктора Шокина в качестве условия предоставления МВФ США кредита Украине размером в 1 миллиард долларов.
Я оставлю вас здесь на шесть часов. Если Шокин не будет уволен, вы не получите деньги, — угрожал тогда Байден.
С увольнением Шокина закончилось и расследование деятельности энергетического гиганта Burisma. Что означало, что самый известный член совета директоров Burisma Хантер Байден, сын на тот момент вице-президента США, избежит официальной проверки.
Теперь криптомиллиардер с политическими связями, который использовал финансовый «чёрный ход», чтобы ободрать своих клиентов на немыслимые суммы денег, сам стал частью саги о сомнительной помощи США Украине. И хотя крах его фирмы и оказался на первых страницах новостей, мейнстримные издания старательно обходят украинскую сторону проблемы.