Что такое ответственность?
Год и пять дней назад группа палестинских террористов вторглась в границы Израиля. Вооружённые бородачи жестоко расправились с посетителями музыкального фестиваля. Они врывались в кибуцы и резали мирных людей, включая женщин и детей. 1 200 израильтян погибли, почти 3 тысячи ранены и ещё 253 взяты в заложники. Израиль страна небольшая, там живёт всего 9,8 миллиона человек. То есть погиб один израильтянин из 8 тысяч. Напомним, что в террористическом акте 11 сентября погибло 2 977 американцев — один из 95 тысяч.
В ответ на нападение правительство США развязало глобальную «войну с терроризмом» в нескольких странах на другой стороне планеты. В ответ на теракт 7 октября ЦАХАЛ почти что сравнял соседнюю Газу с землёй. И, хотя многие операции были точечными, как подрыв пейджеров бойцов «Хезболлы», потери среди мирного населения всё равно оказались значительными. Причём уже не только в одной Газе.
На ком лежит ответственность за это? Болельщики Израиля и Палестины тыкают пальцем в обе стороны, требуя коллективную ответственность для каждого израильтянина и палестинца в наказание за смерти и войну. Прогрессивные левые пытаются «отменять» каждого еврея, указывая на историческую обиду — основание государства Израиль — как источник конфликта. Их оппоненты называют всё население Палестины террористами.
Но что такое «ответственность» по словарному определению? Это обязанность отвечать за свои действия. Подотчётность перед электоратом или другой группой людей, которая наделила ответственного значительными правами. Что-то, имеющее решающее значение.
Живущие в Газе палестинцы терактов против соседей не совершали. Теракт был делом рук террористической группировки ХАМАС, которая захватила власть в секторе недемократическим путем, с участием израильских спецслужб. Израильские гражданские тоже ничего не сделали такого, чтобы заслужить мученические смерти. Израильтяне даже протестуют против войны, которую от их имени ведёт премьер Нетаньяху. Остановить кровопролитие требуют и многие солдаты ЦАХАЛ. Ни тех, ни других не спросили, участвовать ли в этом конфликте и на чьи дома сбрасывать бомбы. Несмотря на то, что они требуют остановить войну, их мнение не несёт решающего значения для группировок, имеющих власть в регионе. А, собственно, эти группировки раз за разом и возобновляют конфликт. То есть это они за него отвечают. Но сторонников коллективной ответственности такая постановка вопроса не устраивает — а значит, в их понимании, «ответственность» означает нечто иное.
Что именно? Это можно понять на примере американской «войны с терроризмом». Граждане США не понесли никакой ответственности за войны в Ираке и Афганистане. Более того, никто всерьёз не требовал её на них возложить: ответственность каждого американца за войны Дядюшки Сэма — это довольно маргинальная точка зрения. А когда журналист Джулиан Ассанж попытался осветить роль в произошедшем американской номенклатуры (то есть людей, принимающих решения о жизни и смерти целых народов и в самом буквальном смысле ответственных за эти решения), то моментально превратился в узника совести.
Из чего можно заключить: «ответственность» на политическом языке — право сильного возложить вину на самого слабого, пользуясь этическими соображениями как красивым предлогом. Сильные никакой ответственности не несут.