Закон, который уничтожит блогосферу
С первого сентября в России начал действовать новый репрессивный закон. Про него мало пишут, но он очень сильно ударит по всему контенту в интернете и в частности — по контенту в Телеграме.
Что произошло?
Теперь всю рекламу, которая размещается в интернете, нужно маркировать. Вся онлайн-реклама должна иметь уникальный идентификатор, а информацию о ней необходимо отправлять в Роскомнадзор через специальных операторов.
В случае неповиновения, авторам контента грозит штраф — от 10 000 до 500 000 рублей. Также штрафы могут суммироваться в случаях, если нарушены сразу несколько требований властей.
В чём проблема?
Сам Роскомнадзор (на пару с ФАС) будет следить за интернетом в поисках непослушных рекламодателей. Даже частные рекомендации могут расцениваться как реклама, если они были озвучены публично.
Как не попасть под штрафы — сказать сложно. В законе нет чётких критериев рекламы, а авторам многих Телеграм-каналов приходилось смотреть видеоинтервью с чиновниками-регуляторами, чтобы по крупицам собрать пазл и понять, как дальше продолжать легальную деятельность в сети.
В законопроекте выделены всего два критерия рекламы. Она:
— адресована неопределённому кругу лиц;
— создана для привлечения внимания.
Стоит ли говорить, что под такие критерии может попасть почти всё что угодно? В том числе упоминание любых товаров и продуктов в подкастах, сторис или, например, в кружочках Телеграма.
В копирайтерских сообществах предупреждают: «Если вы не уверены, лучше уточните у ОРД, считается ли информация рекламой». Причём самореклама — это тоже реклама: анонсы своих мероприятий, ссылки на собственные ресурсы, согласно новым требованиям, тоже обязаны помечаться (а для этого нужно зарегистрировать ИП со всеми вытекающими последствиями).
Нативная реклама же, как считает ФАС, рекламой не является. Если регуляторы посчитают, что ты «органично интегрировал информацию» в свой видеоролик или картину, тебе не прилетит лишний штраф. «Тут стоит действовать интуитивно» — советует сайт blog.click.
В зависимости от формата рекламы размещать бюрократическую информацию придётся по-разному. Для маркировки рекламы необходимо получать специальные токены через государственные структуры. ОРД (операторы рекламных данных) такие токены продают по цене от 5 000 рублей.
«Уважаемый регулятор, я очень хочу делать всё по правилам: получать токены, ставить маркировку, платить налоги и т.д. Но в текущей конфигурации это невозможно! Пожалуйста, сделайте нормально, иначе вы убьёте ещё одну индустрию. Или просто признайтесь, что в этом и цель... Но я отказываюсь в это верить», — жалуется Телеграм-канал о копирайтинге Disruptors.
Зачем это нужно?
Найти рациональную основу для такого закона невозможно: ни простым пользователям, ни рекламодателям нет выгоды от нововведения. Бюрократическая суета вызовет волну штрафов и снижение общего количества рекламы. Это, в свою очередь, может привести только к уменьшению количества контента и потере денег от его создания.
Возможно, скажут защитники репрессивного нововведения, он поможет простым работягам отделять нативную рекламу от честных рекомендаций. Но, как мы выяснили выше, нативная реклама, если мы правильно угадали требования власти, не требует маркировки.
Последнее оправдание — этот закон позволит бороться с рекламой аморальных и неприемлемых, незаконных вещей. Но и с этим новый закон не справится: люди, находящиеся на сером и чёрном рынках, не станут помечать рекламу. Во-первых, они уже занимаются нелегальной деятельностью, значит закон для них — не преграда. Во-вторых, они имеют инструменты избегания наказания: следят за своей анонимностью, а также имеют необходимые связи. В-третьих, они не смогут соблюдать закон даже при желании, ведь сама их деятельность закону противоречит, а значит, они не смогут отчитываться перед государством.
Как это будет реализовано?
Во многом ситуация с этим законом похожа на Закон Яровой. Принять-то приняли, но о последствиях не подумали: как будет реализована слежка за всем интернетом, проверка каждого поста без маркировки?
Со времён Яровой многое поменялось. Государственные «фабрики ботов» показывают: возможность отслеживать огромное количество контента в интернете есть. Например, ключевыми могут стать слова «рекомендую», «советую», «покупайте», «подписывайтесь», «приходите» и другие. Это один из тех примитивных способов, что уже сегодня реализованы и эффективно работают в жёстких условиях информационной войны.
Итог
С этого месяца начинает действовать новый репрессивный закон, условия которого поясняются не в правовом поле, а на вебинарах в Ютубе. Штрафы можно выдать буквально каждому публичному деятелю и блогеру, чему последние в панике уже начали сопротивляться. Огромное количество бюрократии повлечёт за собой снижение количества и качества контента на русском языке и повсеместное возрастание стоимости рекламы. Нелегальный бизнес будет обретать большую популярность, появится ещё один стимул для движения капиталов в серый рынок. Уже появляются первые доносчики, внимательно следящие за обновлениями в законодательстве. Они требуют репрессий для тех, кто не смог разобраться в причудливых желаниях государства.