Суд в Испании прекратил дело об убийстве российского лётчика, который украл вертолёт для ВСУ

Испанский суд прекратил расследование убийства российского пилота Максима Кузьминова, убитого под Аликанте — передаёт газета ABC.

Судья в Вильяхойосе объявил, что отложил рассмотрение дела на неопределённый срок. В полиции сообщили, что силовикам не удалось установить личность убийцы и заказчика преступления. Формально, дело может быть возобновлено, если в будущем появятся новые улики. Никаких прочих деталей не разглашается. 

Постановление о прекращении было фактически принято в сентябре, но известно о нём стало только сейчас. Дело всё ещё квалифицируется как просто «убийство», без уточнений о заказном характере преступления или работе на иностранные спецслужбы.

Кузьминов украл вертолёт Ми-8АМТШ в августе 2023 года. Он перегнал транспорт на территорию Украины и сдался властям. Его сослуживцы были убиты. Неизвестно, кто именно их застрелил: украинские спецслужбы или сам россиянин. Сообщалось, что ему должны были выплатить 500 тысяч долларов. Неизвестно, получил ли он эти деньги. После пресс-конференции он «исчез» из публичного поля. Российские пропагандистские СМИ утверждали, что спецслужбы получали задание убить предателя. 

В феврале 2024 года стало известно о смерти Кузьминова в его гараже в Вильяхойосе. Из результатов предварительной экспертизы следовало, что его просто расстреляли из пистолета, а потом проехались по умирающему телу колёсами его же машины. Автомобиль нашли за городом после пожара, без колёс. Как выяснилось, сам россиянин получил поддельные документы на имя украинца и находился в ЕС как беженец (лицо под международной защитой). По имеющимся в прессе данным, убийца или двое зашли в гараж примерно в 17:30 вечера. Тело нашёл швейцар; почему он не заметил преступников, остаётся неясным. Предполагается, что Кремль просто заказал убийство местной банде.

Через несколько дней после убийства испанские СМИ начали обвинять пилота в «безрассудном поведении». Та же газета ABC утверждала, что Кузьминов употреблял наркотики, посещал проституток и участвовал в драках, из-за чего попал в поле зрения местной полиции. Также утверждалось, что он жил в районах, где было много россиян и где его могли узнать, и что он сам звонил в Россию. Прокремлёвские паблики писали, что его девушка могла оказаться завербована ФСБ.

«После обнаружения российской разведке не было необходимости посылать агентов для выполнения этой работы, поскольку подобные передвижения редко оставляют следы, а их обнаружение может спровоцировать дипломатические кризисы. Для таких операций в третьих странах они поручают работу лицам из организованной преступности <..> Информация об убийстве распространяется по крупицам, поскольку это крайне деликатный вопрос, который может повлиять на отношения нашей страны с Россией, которые и без того напряжены после вторжения в Украину. Испания активно участвовала в замораживании активов российских магнатов в соответствии с международными санкциями, в некоторых случаях затрагивая лиц, очень близких к Кремлю. Однако МИД считает, что это убийство его не касается, поскольку это дело МВД», — говорилось в статье.