Две девочки-подростка из украинских приютов, которых эвакуировали в Турцию, родили от сотрудников отелей — «Слiдство.Iнфо»
Двое украинских сирот, которых вывезли в Турцию в начале войны, забеременели от сотрудников отелей, где их содержали — утверждает украинское издание «Слідство.Інфо» со ссылкой на отчёт, подписанный чиновниками.
Детей из Днепропетровской области вывозили в основном на деньги фонда бизнесмена Руслана Шостака. Проект назывался «Дитинство без війни» («Детство без войны»). Организацией эвакуации занимались чиновники администрации Днепропетровска. На тот момент было неизвестно, дойдут ли российские военные до города. В Турции детей содержали в отелях.
«Лицами» инициативы стали жена президента Елена Зеленская и певица Оля Полякова. Шостак говорит, что фонд выделил на неё примерно 10 миллионов долларов. При этом часть средств поступили от простых граждан в качестве маленьких пожертвований и из третьих источников, которых миллиардер называет «друзьями». Полякова отвечала за освещение кампании в соцсетях. На данный момент проект закрыт.
Отчёт, на основании которого строится статья, был подписан одиннадцатью украинскими чиновниками, которые посетили отели с детьми. В мониторинговую делегацию вошли госслужащие Днепропетровска, из центральных органов власти Украины, представители турецкого Офиса омбудсмена и ЮНИСЕФ. Он датируется мартом 2024 года. Крупная доля информации передана со слов несовершеннолетних. Проверить утверждения детей независимым образом журналисты не могут.
В документе собраны жалобы детей и факты, с которыми ознакомились члены делегации. Самое скандальное заявление касается беременности несовершеннолетних. Две девушки — 15-летняя Настя и 17-летняя Илона (судя по контексту, на тот момент они были примерно на год младше), — как утверждается, занимались сексом с турками, которые работали в гостинице. Настя забеременела от 23-летнего местного жителя по имени Мами, которого наняли поваром. Она говорит, что сама пришла к нему в комнату. Позже, как утверждали другие воспитанники, он перелазил через забор, чтобы увидеться с ней. В некоторых случаях его якобы пускали сотрудники, которые должны были заниматься защитой детей.
Илона встречалась с другим 21-летним поваром по имени Салих. Журналисты пообщались с ним: тот подтвердил, что хотел завести ребёнка. Воспитатели, как говорит девушка, знали об их отношениях.
Когда стало ясно, что воспитанницы беременны, их вернули на подконтрольную Киеву территорию Украины и записали студентками техникума. Настя впервые обратилась к врачу на седьмом месяце беременности. Обе уже родили детей.
Настя назвала дочку турецким именем Мелек и передала её в приют пастора Максима Фетисова. Илона родила мальчика и попыталась совершить суицид, порезав себе вены.
Так, некоторые дети рассказали, что их заставляли выступать перед взрослыми, петь песни, танцевать, а за отказ забирали гаджеты и ограничивали в еде. По словам одной девочки, взрослые говорили ей, что она обязана сниматься, так как за неё «деньги уплачены». Как отмечается в отчёте, фактически, детей также лишали права на дистанционное образование в украинских онлайн-школах.Старшие несовершеннолетние говорят, что их заставляли ухаживать за малолетними. Особенно «досталось» девочкам, которых, как следует из отчёта, заставили убираться в комнатах отеля.
Воспитатель Криворожской гимназии № 98 Александр Титов, который приехал в Турцию как сопровождающий взрослый, «мог подойти к ребенку — тупо ударить, или накричать, или закрыть в комнате». Согласно отчёту, он совершал физическое и психологическое насилие, а также использовал детей «в качестве ресурса для давления на других воспитателей, которые не хотели подчиняться созданным им правилам, из-за связей с фондом». Он также якобы угрожал Илоне принудительным абортом. Он был фигурантом украинского уголовного дела, но обвинения не предъявили ввиду отсутствия доказательств. Ни одного приговора не вынесли и другим сотрудникам интернатов, которых называли дети.
Статья сопровождается комментариями Шостака. Он говорит, что не знал о беременности девушек и не мог отвечать за всё, что происходит в Турции. К обвинениям в приндуительной съёмке он относится скептически, так как видео делались по согласованию с посольством Украины.