В Генпрокуратуре назвали «отягчающим обстоятельством» интеллект подмосковного физика, обвиняемого в помощи ВСУ
Гособвинение назвало отягчающим обстоятельством наличие у подсудимого-учёного Хорошилова Артёма интеллекта и академических достижений — пишет профильное издание T-Invariant
Хорошилов окончил МФТИ с красным дипломом, работал в Институте общей физики имени Прохорова в отделе низких температур и криогенной техники. Задержания и обыски прошли в 2023 году. Известно о них стало в 2024 году. Дело рассматривают в Московском областном суде (№ 50OS0000-01-2025-001181-34). Материалы в инстанцию поступили в мае этого года.
Главный эпизод обвинения — перечисления в фонд «Повернись живим» («Вернись живым»). Организация называет себя «гуманитарным фондом помощи ВСУ». С 2014 года она закупила украинской армии более 43 тысяч FPV-дронов, более 12 тысяч тепловизоров и свыше 5 тысяч минометов, гранатометов и пулеметов. Известно, что команда фонда участвовала в закупке Bayraktar TB2 и обслуживании американских F-16. Неизвестно, понимал ли физик, какой именно организации перечисляет деньги либо просто увидел объявление о «гуманитарных» сборах и решил помочь украинцам. Адвокаты настаивают, что на момент транзакций он находился в шоке от того, что увидел в СМИ, зная, что у него в Киевской области живут родственники. В первых версиях обвинения видели ошибки в названиях фондов.
Как утверждают следователи, он перевёл организации 34 695 рублей с банковских счетов. Позже он обменял биткоины стоимостью 654 771 рубль на гривны и перевёл их в Минцифрразвития Украины и украинские организации. Часть из этих денег также пошла в «Повернись живим». За эти транзакции мужчину обвинили в госизмене (статья 275 УК РФ). С учётом даты, ему грозит до 25 лет лишения свободы только по этому эпизоду.
Другой эпизод в деле касается DDoS-атаки на «Почту России», которая произошла в августе 2022 года. Следствие утверждает, что именно физик стоял за попыткой «положить» систему при помощи полученных от украинских спецслужб программ. Насколько известно, тогда запросы на сервера посылало всего 500 IP-адресов. Сторонники учёного отмечают, что госкорпорация даже не потребовала от того возмещения ущерба, который должна была нанести кибератака. Этот эпизод квалифицировали как взлом критически важных компьютерных систем (часть 4 статьи 274.1 УК).
Наконец, третий эпизод касается найденных в квартире матери Хорошилова фольги, селитры и средства для розжига камина. Как утверждает обвинение, учёный готовился взорвать железную дорогу рядом с оборонным заводом в подмосковном Ногинске и даже начал выбирать место для закладки СВУ, «выразил готовность совершить диверсию» и закупил компоненты для сборки бомбы, «используя полученное образование». За это его обвинили в подготовке к диверсии (статья 30, статья 281 УК). Ранее отмечалось, что схеме с селитрой недоставало детонатора. Следствие заявило, что в качестве механизма для запуска взрыва можно было использовать детский конструктор для программирования Arduino. Экспертизу для следствия проводил учёный, который занимается металлами, а не пиротехникой.
В T-Invariant обратили внимание на слова старшего прокурора Главного уголовно-судебного управления Генпрокуратуры Мадины Долгиевой, которая выступает от обвинителем по делу. В своей речи на суде она отметила наличие у подсудимого академических достижений, включая публикации в престижных журналах, а значит «именно эти обстоятельства усугубляют его вину», потому что физик, «обладая высоким интеллектуальным потенциалом, сознательно и целенаправленно направил свои знания и навыки на продажу безопасности собственной страны, действуя не по незнанию, а исходя из глубоких и устойчивых антигосударственных убеждений». Она запросила физику 25 лет лишения свободы.