Обвинённый в терроризме украинец заявил о пытках током и российской пропагандой «на подвале» в Херсоне
«Медиазона» опубликовала озвученные в суде показания украинца, которого российские силовики обвиняют в терроризме. В них описаны методы пыток, которые российские военные применяли к обвиняемым.
Херсонцы сидят в изоляторе уже больше трех лет. В первые месяцы войны они по заданию СБУ должны были устроить теракты в аннексированной части Херсонской области (которая тогда ещё не входила в РФ даже формально). В частности, они якобы должны были убить замглавы установленной ВС РФ администрации Кирилла Стремоусова. Группу обвиняют в «участии в террористическом сообществе» и «покушении на международные теракты».
Фигурантами дела проходят девять украинцев: 52-летний Олег Богданов, 44-летний Сергей Гейдт, 51-летний Сергей Кабаков, 35-летний Сергей Ковальский, 37-летний украинский военный Денис Лялька, 49-летний Сергей Офицеров, 61-летний бизнесмен Константин Резник, 45-летний Юрий Тавожнянский и 42-летний Юрий Каев. Последний значился волонтёром «Красного Креста»; по его словам, он занимался эвакуацией желающих в более западные регионы. Именно его показания легли в основу статьи.
Мужчина утверждает, что его возили с полиэтиленовыми пакетами на голове, обмотанными скотчем и со связанными стяжками руками. Сначала к нему и другим задержанным в тот день не применяли насилие, но через несколько часов после задержания их привезли в здание для военных в Мелитополе, где их «начали бить палками по ногам, ягодицам, плечам, спине, били головой об стену».
Позже их вывезли в здание управления МВД Украины по Херсонской области. По словам активиста, силовики завели его в небольшую комнату в подвале размером примерно два на четыре метра, посадили на стул, привязали ноги к стулу и подключили к пальцу электрическую клемму. Участники пытки по очереди кричали на него и прикасались другой клеммой прямо к голове, замыкая цепь и ударяя жертву током. Всего пытающих было четверо или пятеро. Издевательства продолжались на протяжении примерно получаса. Всё это время его заставляли признаться в участии в подготовке теракта по заданию СБУ и рассказать подробности сотрудничества с Украиной, при этом не объясняя, в чём именно его обвиняют. В итоге Каев рассказал, что у него был схрон с четырьмя пистолетами, и пытка прекратилась: мучители и украинец поехали искать оружие.
«В такие моменты я не мог ни пошевелиться, ни сказать. Испытывал сильную боль в мышцах. Они задавали вопросы: где схроны с оружием, где взрывчатка, где сотрудники СБУ, территориальной обороны, ветераны АТО, охотники, кто не поддерживает специальную военную операцию, кто ходит на украинские митинги? При этом в чем меня обвиняют, мне не сообщили <..> Один спросил меня по дороге, за что мы так поддерживаем украинскую власть. Я сказал, что из патриотических чувств, что по-другому бы я не поступил. После этих слов тот, что сидел справа — его позывной Тайсон — стал бить меня по лицу и голове кулаками с криком, что научит меня родину любить <..> мы всегда слышали, как кого-то пытают, что спрашивают и о чем военные просто разговаривают на улице и на этаже над нами, а пыточную они специально держали открытой, чтобы мы слышали крики», — говорится в показаниях.
По словам украинца, издевательства продолжались и во время содержания в подвале: в помещениях были кучи мусора из пустые бутылок и упаковок от еды, стоял запах гнили, а освещение работало круглосуточно. Иногда заключённым больше суток не давали сходить в туалет. Там же, как сообщается, удерживали мальчика 11 лет за то, что он якобы «сбрасывал координаты СБУ», который «плакал по ночам и просился к маме». В показаниях также упоминаются удары током по гениталиям, избиение ногами, палками по спине, по рукам, стопам, обливание водой, пытки водой с полотенцем и «обезьянка» («руки связывали, когда ты обхватываешь колени, через изгибы ног просовывали палку, а по краям этой палки ставили стулья — получается, что ты висишь на этой палке, а она давит тебе на мышцы и сухожилия»). Один из военных периодически заставлял украинцев слушать российскую пропаганду.
Мужчина говорит, что слышал, как пытают Дениса Ляльку. После основной части пыток его избили по ногами и пристегнули к решетке. Через шесть часов нахождения в таком состоянии он потерял сознание. Издевательства над фигурантами в этом здании продолжались неделю. В какой-то момент военные также начали выводить заключённых по одному и имитировать расстрелы.