Белый дом распустил DOGE и перестал увольнять чиновников

Министерство госэффективности США перестало работать после того, как Илон Маск ушёл из Белого дома ввиду бюрократических особенностей — пишет Reuters. Многие полномочия перешли Управлению кадровой службы США (OPM).

По документам, DOGE должно было работать до июля 2026 года. В Белом доме подтвердили, что DOGE фактически больше не существует. Принятый по настоянию команды «мораторий на найм» в федеральные органы (не считая силовиков и пограничников) также был отменён. Глава OPM Скотт Купор добавил, что правительство больше не ставит себе целей по увольнению бесполезных чиновников.

Пресс-секретарь Лиз Хьюстон при этом подчеркнула, что Трамп продолжает сокращать затраты и бороться с мошенничеством и злоупотреблениями в федеральном правительстве. В отдельных штатах вроде Айдахо и Флориды начали появляться региональные органы для аналогичного надзора за тратами из госбюджета.

Как минимум два сотрудника департамента перешли в Национальную студию дизайна, созданную Трампом в августе. Её возглавляет соучредитель Airbnb Джо Геббиа. Сейчас отдел занимается эстетикой государственных сайтов США. Раньше он работал на DOGE. В тот же отдел перешёл Эдвард «Большие яйца» Користан.

Другие члены команды также перешли в новые ведомства. Закари Террелл стал главным техническим директором Министерства здравоохранения и социальных служб. Рэйчел Райли терерь возглавляет Управление военно-морских исследований США (ONR). Джереми Левин курирует иностранную помощь в Госдепартаменте. Скотт Лэнгмак работает на Министерство жилищного строительства и городского развития. Ему поручили создать специализированные приложения с нейросетями для анализа законов и подзаконных актов США, которые нужно отменить.

Министерство или департамент государственной эффективности (DOGE) появилось сразу после возвращения Трампа в кресло президента. Формально, это была просто команда при Овальном кабинете, а не полноценный орган. Команда должна была заниматься поиском спорных и раздутых государственных контрактов и помогать федеральному правительству завершить их. В том числе благодаря работе DOGE Вашингтон начал закрывать Агентство США по международному развитию (USAID), через которое спонсировались спорные проекты и российская оппозиция. Маск использовал собственные разработки для оптимизации работы правительства. Смысл состоял в том, чтобы сократить расходы из денег налогоплательщиков. Некоторые решения о сокращениях впоследствии были отменены судами.

DOGE заявило о сокращении расходов из денег налогоплательщиков на десятки миллиардов долларов. Насколько эффективным действительно были действия чиновников этого подразделения, пока не известно. 

Часть требований Маска формально приводились в исполнение через OPM. Насколько выяснили в Reuters, этот департамент перенял большую часть полномочий расформированного DOGE.

С этим были связаны иски, которыми противники Трампа пытались запретить команде получать доступную государству информацию. Предполагается, что одной из причин для такого решения было требование Конституции, согласно которой все министерские должности должны получать одобрение от Сената (Appointments Clause). Назначить Маска временным главой команды было легче, чем получить утверждение от конгрессменов. Статус специального работника правительства (SGE) позволял ему работать не более 130 дней в году.

Более того, ряд законов (включая US CODE § 2635.702) запрещает госслужащим зарабатывать на частных инициативах, которые могут войти в конфликт интересов с государством. SpaceX формально остаётся господрядчиком, в том числе по вопросам предоставления услуг спутниковой связи ВСУ, поэтому, технически, Маск не мог стать полноценным министром.