Троих из восьми фигурантов дела о пытках заключенных в СИЗО Ангарска приговорили к срокам от 5 до 12 лет колонии. Остальные уехали на войну
Троих фигурантов дела о пытках в СИЗО Ангарска приговорили к тюремным срокам — передаёт «Команда против пыток». Ещё пятеро человек уехали на войну, один уже погиб
Бунт в колонии ИК-15 в Ангарске начался вечером 9 апреля 2020 года, в разгар локдаунов и ковидных ограничений (при этом установить, в чём конкретно были его причины, так и не удалось; вероятно, это было совпадение факторов). Известно, что его начали «блатные», которые громили решётки, а потом (насколько можно судить) продолжили остальные заключённые. Ночью они забаррикадировались в помещениях. Утром следующего дня к колонии подогнали спецназа ФСИН и Росгвардию. Попытки провести переговоры были номинальными: после того как кто-то кинул в начальника ГУФСИН по Иркутской области Леонида Сагалакова камень (обломок кирпича или бетона) силовики пошли на штурм. В промзоне колонии разгорелся пожар, который уничтожил имущества на 63 миллиона рублей (согласно материалам дела). Видео с места штурма попало в местные СМИ
Заключённых, которых силовики заподозрили в участии в беспорядках, избили, облили водой и повалили лицом к земле на улице. Температура тогда была околонулевая. Им разрешили встать из такого состояния только утром 11 апреля, но только для того, чтобы отвезти их в СИЗО. Позже в камерах нашли несколько десятков человек с порезами рук и животов; администрация колонии утверждает, что заключённые сами себе их нанесли. Заключённых распределили между двумя изоляторами: СИЗО-1 Иркутска и СИЗО-6 Ангарска. Именно последней касается уголовное дело о пытках.
По свидетельствам жертв, их начали избивать сразу по прибытии. Всего в деле потерпевшими проходило восемь мужчин. Один из них — Максим Галяев. Он сидел в 128-ой камере изолятора. По словам мужчины, его связали простынями руками за спину и согнутыми в коленях ногами и начали избивать. Сотрудничающим с администрацией «разработчиком» был Махмуд. Он пытался выбить из Галяева обстоятельства начала протестов в колонии. Особенно их интересовали личности зачинщиков и зэка, который кинул камень в Сагалакова, а также тех, кто «слил» видео пожара в прессу. При этом даже услышав верную информацию «козлы» продолжали пытки. Других заключённых пытали током, избивали проводами по пяткам, засовывали ручку в ухо, загоняли иголки под ногти и «пихали в задницу дубинки, веники и палки от швабр» Среди пытающих были и непосредственные сотрудники изоляторов в масках (либо нанятые ими знакомые).
Как следует из материалов дела, в СИЗО-6 в Ангарске во время изнасилований присутствовали сотрудники ФСИН, включая начальника режимного отдела Василия Луковского и его заместителя Дмитрия Барояна. В самих пытках обвинили шестерых заключённых изолятора, сотрудничавших с администрацией.
Дело передали в суд в 2023 году. Его фигуранты постоянно «отваливались» благодаря контрактам с Минобороны и ЧВК «Вагнер». Ещё до начала слушаний на войне умер Антон Овсянников. Ещё трое заключенных, Жан Лапин, Евгений Стасюк и Владимир Шлейнинг, уехали на войну уже будучи подсудимыми. Луковский также подписал контракт с Минобороны.
Сегодня Ангарский городской суд Иркутской области вынес приговоры двум заключённым и фсиновцу. «Красных» Александра Анискова и Владимира Рещикова приговорили к 12 и 5 годам колонии соответственно по делу о насильственных действиях сексуального характера (часть 2 статьи 132 УК РФ), а Барояна — к 6 годам по делу о превышении полномочий (часть 3 статьи 286 УК).