Минфин США ввёл санкции против украинских компаний, которые помогали иранским корпорациям строить «Шахеды»
Минфин (Казначейство) США опубликовал несколько схем того, как иранская промышленность оставалась на плаву. Против участников ввели санкции. Под ограничения попали и две украинские фирмы.
Часть санкций коснулась энергоносителей. Согласно описанию, при производстве ракетного топлива использовались хлорат и перхлорат натрия, перхлорат аммония и себациновая кислота. По версии американской разведки, Марко Клинге из ОАЭ, Маджид Долатхах из Турции и Вахид Каюми из Ирана создали сложную сеть компаний, которые поставляли это сырьё компании Parchin Chemical Industries (PCI). которая входит в Организацию оборонной промышленности Ирана (DIO). Поставки осуществлялись через китайскую China Chlorate Tech Co Limited (CCT). Долатхах отвечал за закупки в Турции, Каюми — за доставку химикатов внутри Ирана.
Клинге был менеджером эмиратской MVM Amici Trading LLC, индийской компании Farmlane Private Limited и немецкой компании EVA Handelsgesellschaft UG, через которые проходила доставка. Каюми возглавлял несколько иранских юрлиц, включая Zagros Shimi Fars Manufacturing Industries Company и Furqan Novin Pars Manufacturing and Commercial Industries. Формальным поставщиком кислоты была Vahid Ghayoumy Goods Wholesalers LLC (VGGW) из ОАЭ. В конечном итоге сырьё оказывалось в Иране, где его могли использовать для заправки военных устройств.
Другая часть санкций посвящена поставкам компонентов и ремонта иранских дронов. Вероятно, речь идёт о «Шахедах», копией которых пользуется российская армия. Как сообщается, Kimia Part Sivan (KIPAS) сотрудничала с подразделением КСИР «Кудс» и через Iran Baspar Puya Company (PARPO) производила и ремонтировала компоненты для БПЛА. PARPO произвела «сотни» запчастей. Руководил закупками Сейед Али Абтахи. В период с середины 2024 года по начало 2025 года он курировал производство компонентов БПЛА, а также Сейед Мохаммад Рухани и Хосейн Сайяди Туранлу, которые занимались электроникой, и менеджер по логистике KIPAS Эхсан Мохагег Долатабади, которые отслеживал курировал закупку двигателей.
Китайцев Ма Цзе, Цянь Си Лун и Хин Юн обвинили в помощи иранской оборонной Mado (Oje Parvas Mado Nafar Company). Первый и третий руководили сетью компаний в КНР, которые помогали переводить деньги за закупки в интересах Ирана. Второй помог проводить платежи за военные предметы, включая отливки из алюминиевых сплавов и колпачки свечей зажигания. Контрагенты китайцев находились в Турции и Гонконге. Mado в США объявлена организацией, распространяющей оружие массового поражения. Она участвует в производстве «Шахедов» на иранской территории.
Ещё один набор обвинений затронул авиацию. Как и в Россию, поставлять авиационные детали, оборудование и оказывать связанные с самолётами услуги клиентам из Ирана запрещено санкциями.
Согласно пресс-релизу, иранские агенты Бахрам Табиби и Батул Шафии использовали реквизиты компаний GK Imperativ Ukraina LLC и Ekofera LLC, зарегистрированные на территории Украины, для закупки и поставки аэрокосмических материалов, включая авиагоризонты и магнитометры. Иранец Саид Пахлавани Неджад помог доставить через украинские компании детали генераторов, двигателей, авиагоризонтов, датчиков и другого оборудования.
Посылки оказались в руках у инженеров Иранской авиастроительной компании HESA. Она производит иранские истребители, вертолёты и беспилотники, включая Ababil (модели S и T), Qasef, Karrar и всё те же «Шахеды». Примечательно, что один из самолётов компании, IR․AN-140, фактически приходится копией украинского Ан-140.
Все вышеупомянутые чиновники, бизнесмены и компании попали в санкционные списки за помощь иранским военным. Часть из них объявлены пособниками террористов.