Еврокомиссия «не нашла» переписку Урсулы фон дер Ляйен с главой Pfizer даже после того, как суд ЕС приказал её опубликовать

Сотрудники Европейской комиссии «не смогли найти» сообщения между фон дер Ляйен и главой разработчика вакцин от коронавируса Pfizer. Вероятно, они навсегда утеряны. Об этом пишет издание The New York Times, которое судилось за публикацию переписки.

Важно отметить, что фон дер Ляйен сама проговорилась об обсуждении закупок с генеральным директором Pfizer Альбертом Бурлой в апреле 2021 года. Впоследствии выяснилось, что после этого «общения» Евросоюз согласился на повышение цены за дозу с 15,50 евро до 19,50 евро. Учитывая, что речь шла о почти 2 миллиардах упаковок, расходы сверх оговоренной изначально суммы составили несколько миллиардов евро. После публикации подробностей о разнице в ценах появилась версия о том, что Бурла мог в частном порядке уговорить фон дер Ляйен повысить цену контракта. Европейские прокуроры завели дело о коррупции, однако о результатах расследования ничего не известно до сих пор. 

Журналистка NYT Матина Стеви готовила материал об этом скандале, который назвали Pfizergate, для своего издания. Она сделала запрос по законам о свободе информации, но неожиданно для себя получила отказ. В Еврокомиссии заявили, что «таких документов нет». Стеви обратилась в Европейский суд общей юрисдикции. Она выиграла дело; судьи потребовали от Еврокомиссии поделиться перепиской фон дер Ляйен с Бурлой.

Уже тогда возникли подозрения о том, что чиновники удалили сообщения с устройств. Юрист Еврокомиссии Паоло Станканелли во время выступления в суде сказал, что «не может сказать, существовали ли и существуют ли до сих пор» сообщения, которыми обменивались чиновница и бизнесмен. При этом он подтвердил, что переписка велась и что она якобы содержала «только сообщения о координации встреч». Станканелли сказал, что в архиве Еврокомиссии нет данных о том, что содержалось в сообщениях. При этом оставалась надежда на то, что сообщения не удалили непосредственно с телефона президента Еврокомиссии.

Необходимо отметить, что в изначальной заявке, которую Стеви послала в Еврокомиссию, запрашивался доступ ко «всем текстовым сообщениям между президентом Урсулой фон дер Ляйен и Альбертом Бурлой, генеральным директором Pfizer, с 1 января 2021 года по настоящее время». Как выясняется теперь, после решения Суда ЕС генеральный секретарь Илзе Юхансоне написала, что Генеральный секретарь Еврокомиссии «очень тесно сотрудничал с кабинетом президента Комиссии, но, несмотря на эти возобновленные усилия, никаких сообщений, соответствующих описанию, данному в вашем запросе, не удалось найти».

Согласно ответу, чиновники искали сообщения как в той самой «системе управления записями» и «в других местах хранения, находящихся под контролем кабинета», а также в корпоративном мобильном телефоне фон дер Ляйен и, в частности, мессенджер Signal. Фактически, это означает, что переписка между чиновницей и бизнесменом была полностью удалена и, возможно, не подлежит восстановлению. В NYT подозревают, что фон дер Ляйен просто несколько раз сменила телефон без переноса данных, поэтому даже усиленный поиск ничего не даст.

Ранее Pfizergate привёл к голосованию по импичменту фон дер Ляйен с поста. Депутаты проголосовали за сохранение полномочий чиновницы.