Литва перенесёт ПВО ближе к Беларуси и России и закупит новые радары. За месяц границу страны пересекли два белорусских дрона
После прилёта двух дронов за месяц Литва решила выделить дополнительные деньги из госбюджета на радары на границе — передаёт местное издание Delfi. Системы ПВО привезут ближе к границе, однако стрелять в просто летящие объекты не будут, так как военное положение не объявлено. Об этом рассказали министр национальной обороны Довиле Шакалене и командующий армией Раймундас Вайкшнорас.
За последние несколько дней границу действительно пересекли несколько дронов. Утверждается, что речь идёт о российских устройствах, хотя прилететь они якобы могли как с российской, так и с белорусской территории.
Так, 10 июля один БПЛА залетел в Литву через восточную границу. Сообщалось, что это была «Гербера» — новый дрон, пришедший на смену «Герани-2». Устройство похоже на известные «шахеды», однако их разрабатывали в сотрудничестве с китайскими компаниями, включая Skywalker Technology Co. Сборкой занимается цех в Елабуге. Служба охраны государственной границы (VSAT) сообщила, что заметили объект в 11:30 утра, но не успели подбить его, потому что он и так начал снижаться с горизонтальной скоростью около 50–60 километров в час. На момент обнаружения он уже лежал на земле после столкновения.
Одно из отличий обнаруженной модели — сборка корпуса из пенопласта и дерева. Вероятно, это могла быть российская «приманка»: ранее сообщалось, что вместе с настоящими дронами-«камикадзе» на войне начали использовать фальшивые беспилотники без взрывчатки. Их задача — отвлечь на себя часть ПВО противника, чтобы настоящие «камикадзе» долетели до намеченных целей. Это косвенно подтверждается словами Шакалене, которая 10 июля сказала, что объект «не представлял опасности». Когда у литовских военных спросили, почему объект не стали сбивать ПВО, те ответили, что до наступления военного времени солдаты будут бить только по объектам, ведущим себя «подозрительно». При этом военные подчеркнули, что у них была возможность ударить по летящему дрону и они просто отказались это делать.
Аналогичная ситуация произошла недавно, 28 июля. Сообщалось, что дрон долетел до пригорода Вильнюса, однако официальной информации нет: объект просто исчез, спецслужбы и армия не могут найти его уже полтора дня. В местных соцсетях начали называть волнтёров, ищущих дрон, «грибнками».
На этом фоне Шакалене пообещала доработать систему наблюдения за воздушным пространством Литвы и закупить продвинутые чувствительные радары, которые могут работать даже в непогоду. По словам чиновницы, государство увеличит количество закупок соответствующих установок и разместит их вдоль границы.
Более того, как рассказал командующий армией Литвы Раймундас Вайкшнорас, военное руководство решило передвинуть больше дивизий ПВО к границе с Россией и Беларусью. При этом он повторил, что военные не будут сбивать беспилотники, пока небо над границей не закрыто, так как в воздушном пространстве летают гражданские и грузовые самолёты. Чиновник* упомянул, что раньше ПВО Литвы финансировались «по остаточному принципу», но после того, как в СМИ начала появляться информация о российских дронах, «ситуация начала быстро меняться».
«Мы продолжаем операцию, параллельно я принял решение о передислокации сил и средств ПВО ближе к границе, туда, где находятся наиболее вероятные маршруты подхода. Сбить воздушную цель в мирное время, когда в небе летают десятки гражданских самолётов, — это не просто решение. Это крайняя мера, к которой прибегают только убедившись, что объект действительно представляет опасность. Такое решение может быть принято только при наличии визуального, акустического или иного неоспоримого подтверждения. В противном случае — нанесём себе ещё больший ущерб, чем могла бы быть угроза», — сказал военный.
Ранее Литва вместе с Литвой, Латвией и Польшей не смогли доказать Евросоюзу необходимость финансирования «стены дронов» для защиты от Беларуси и России. Эти же страны, вместе с Украиной, вышли из соглашения о запрете противопехотных мин ради «гибкости» в случае войны. Эстония начала разрушать дорогу на мосту через Нарву.