Габон и Барбадос потребовали убрать свои флаги с «теневого флота» России

Крупнейший российский судовладелец «Совкомфлот» продолжает сталкиваться с трудностями при поиске стран, готовых предоставить свои флаги для регистрации танкеров. Как стало известно, Габон и Барбадос последовательно отказали в своих флагах судам госкорпорации, которая до начала военных действий владела крупнейшим в мире флотом танкеров класса Aframax.

На протяжении более двух десятилетий «Совкомфлот» осуществлял деятельность под флагом Либерии. Однако ситуация изменилась в 2023 году, когда суда компании начали включаться в санкционные списки США. Госкорпорации пришлось срочно искать новые юрисдикции для регистрации своего флота, отмечает аналитик по судоходству и сырьевым товарам Мишель Визе Бокманн.

Первоначально выбор пал на Габон, который решил воспользоваться возможностью получить дополнительные доходы от регистрации «теневого флота», перевозящего российскую нефть в обход международных санкций. Тем не менее, после оказанного дипломатического давления Габон был вынужден отменить регистрацию танкеров «Совкомфлота».

Следующим шагом стала перерегистрация судов в Барбадосе. Однако и здесь танкеры не задержались надолго — власти страны отменили регистрацию из-за санкций Великобритании, реестрами которой пользуется Барбадос.

«Совкомфлоту» пришлось искать уже четвёртый флаг. По данным Бокманн, в 2025 году сразу три танкера компании — «Мирабель», «Примавера» и «Карма» — получили порт приписки в Омане. Примечательно, что смена флага на оманский совпала с визитом в Россию 22 апреля оманского султана Хейсама бен Тарика Аль Саида.

Эксперты отмечают, что в Омане крайне редко регистрируют танкеры. Согласно данным системы Equasis, из 129 судов под оманским флагом только три являются танкерами, и все они принадлежат «Совкомфлоту». При этом российские танкеры в среднем в 50 раз больше остальных судов под оманским флагом, которые преимущественно представлены патрульными катерами, буксирами и рыболовецкими судами.

«Оман — это новейший и последний реестр флагов, предоставляющий нормативное убежище танкерам российской принадлежности, на фоне беспрецедентной по масштабам смены флагов», — отмечают отраслевые аналитики.

В отличие от других судов «теневого флота», танкеры «Совкомфлота» не находятся в плохом техническом состоянии и не нуждаются в регистрации в малоизвестных реестрах с менее строгим техническим надзором. До начала конфликта на Украине «Совкомфлот» был уважаемым международным судовладельцем, интегрированным в западные круги морского финансирования и страхования, хотя в последние годы компания всё больше ориентировалась на обслуживание энергетических проектов Российской Федерации.

Помимо Омана, российские корабли в последнее время получали новые флаги на Коморских островах, в Сан-Томе и Принсипи, а также в Сьерра-Леоне — что, по мнению экспертов, «вряд ли можно назвать переходом к качеству и далеко от философии "Безопасность превыше всего", которая двигала культуру "Совкомфлота"».

Стоит напомнить, что «Совкомфлот» ещё в 2022 году был включён в санкционные списки США, Евросоюза и Великобритании. В прошлом году под санкции попали десятки танкеров компании, перевозивших нефть в обход западных ограничений. В январе текущего года меры администрации Джо Байдена затронули 69 судов «Совкомфлота», включая 54 танкера для нефти и нефтепродуктов и четыре газовоза. В феврале под европейские санкции попали дочерняя компания «СКФ Арктика» и 74 танкера, связанные с «теневым» флотом России.

Ранее Эстония отпустила задержанный танкер «теневого флота» России.