В Южной Корее президент попытался ввести военное положение, чтобы удержать власть. Что известно

Президент Южной Кореи Юн Сок Ёль попытался сорвать работу Национальной ассамблеи (парламента), объявив военное положение. Ситуацию освещает местное издание «Рёнхап».

Предполагается, что к решению привели несколько причин, включая снижение рейтинга президента и дисфункциональность госаппарата. В апреле в стране прошли парламентские выборы, на которых победили представители Демпартии Южной Кореи (DPK либо 더불어민주당), хотя сам президент баллотировался от правоцентристской «Силы народа» (PPP либо 국민의힘). Процесс принятия законов практически зашёл в тупик: парламент отказывался принимать законы, которые продвигало правительство, а глава государства накладывал вето на уже принятые демократами законопроекты. Недавно Демпартия предложила сократить госбюджет на следующий год, что Юн Сок Ёль заблокировать не смог.

С зимы в стране также тянется скандал из-за сумочки Dior, которую получила жена президента, Ким Кён Хи. Подарок-провокацию ей сделал корейско-американский пастор Чхве Джэ Ён, который тайно записал на видео процесс дарения дизайнерского аксессуара. На ролике слышно, что женщина просит его не покупать такие подарки, однако, как выяснилось впоследствии, сумочку она всё же приняла. Южнокорейский закон о борьбе с коррупцией запрещает чиновникам и их родственникам получать подарки дороже миллиона вон (750 долларов), хотя сумка стоила в три раза дороже (около 2,2 тысячи долларов). 

Мнения относительно этого разделились даже в PPP: некоторые политики от партии заявили, что первая леди Кореи должна как минимум извиниться за нарушение закона. Прокуратура Центрального округа Сеула начала проверку фактов, однако в августе выяснилось, что обвинения будут сняты, хотя президент принёс извинения и объявил, что создаст дополнительное агентство для борьбы с коррупцией. Его положению это не помогло: Демпартия внесла в парламент законопроект об отстранении от работы главы того самого филиала прокуратуры Ли Чан Су, а также его зама Чо Сан Вона и главы отдела по борьбе с коррупцией Чхве Чжэ Хуна. 

3 декабря Юн Сок Ёль провёл срочное совещание, после чего объявил, что выступит со срочным обращением. В 22:23 он выступил с объявлением о введении военного положения и отмены работы парламента. По его словам, Демпартия хотела отстранить от должностей и предъявить импичмент более чем 20 чиновникам его правительства и «парализовать работу» исполнительной власти. Якобы чтобы не допустить этого, президент решил взять власть в свои руки. 

Сообщалось, что о планах президента не знал даже Генштаб ВС Южной Кореи. Председатель Демпартии Ли Чжэ Мён объявил, что парламент не даст сорвёт военное положение, назвав его «незаконным и неконституционным без каких-либо существенных требований для объявления».

К зданию парламента начали съезжаться военные. Предполагалось, что они не позволят депутатам пройти в зал заседаний, чтобы проголосовать за отмену военного положения и за тот самый «импичмент» чиновников. На записях с места событий видно, что военные в полном обмундировании забрались в здание парламента, а депутаты сдерживали их, закрывая двери подручными предметами. 

Несмотря на попытку армии сорвать голосование, поздно ночью парламент проголосовал за отмену военного положения (технически, отказался ратифицировать указ). Возле здания парламента прошёл митинг, в том числе с требованием арестовать президента