Правительство России сократило выплаты военным за «лёгкие» ранения
Правительство по указанию Путина «дифференцировало» выплаты за ранения. Теперь они начинаются от 100 тысяч рублей. Окологосударственные организации хвалят решение. В Z-каналах и антипутинских изданиях считают, что так власти сэкономят миллиарды рублей на выплатах «недостаточно» покалеченным.
О возможном изменении системы выплат начали говорить на прошлой неделе. Двоюродная племянница Путина Анна Цивилёва (ранее занимала пост директора фонда «Защитники отечества», а сейчас — заместителя министра и статс-секретаря Минобороны по вопросам социального и жилищного обеспечения военнослужащих) отчиталась о посещении Центрального военного клинического госпиталя имени Вишневского. Согласно посту, она обсудила с военными врачами и ветеранами существующие меры поддержки. В частности, по её словам, врачи часто говорили про «компенсацию выплат за ранение». Медики и военные якобы попросили её узнать, почему дейсвтующая система не учитывает тяжесть ранения. Она сообщила, что, «безусловно, будет внимательно прорабатывать этот вопрос под руководством министра обороны» Андрея Белоусова, чтобы выплаты поступали «в полном объёме и вовремя».
Несколько дней о подготовке мер не сообщалось. Тем не менее, вчера Путин внезапно направил в правительство официальное требование определить размеры единовременные выплаты раненым «в зависимости от степени тяжести увечья». Речь идёт о ранениях, травмах и контузиях. В документе указано, что они могут составлять до 3 миллионов рублей.
Спустя несколько часов кабмин уже отчитался о проделанной работе и принял постановление, согласно которому власти будут платить военным в зависимости от степени тяжести ранения. За не указанные в специальном списке ранения полагается выплата в 100 тысяч рублей, за «легкие» — в миллион, за «тяжёлые» — 3 миллиона. Такая «дифференциация выплат», как написали в аппарате Михаила Мишустина, позволит «оказать существенную поддержку военнослужащим».
Тяжёлыми будут считать ампутацию конечностей, а также инвалидизирующие черепно-мозговые травмы и ранения. В перечень «лёгких» ранений попали сквозные осколочные или огнестрельные ранения мягких тканей. Остальные травмы будут считаться «не предусмотренными перечнем».
В «Общественной палате» поспешили похвалить правительство и сказали, что новая система «отвечает запросу на справедливость, который выражают защитники России». В СПЧ также уверенно заявили, что «это справедливо» и «нужно было решить раньше».
Важно отметить, что различные выплаты за различные ранения были предусмотрены и ранее. Как объясняли в RTVI, военные «могли рассчитывать» на разовые 3 миллиона компенсации и выплату 3,1 миллиона рублей при увольнении в случае признания негодным к службе. Формально, правительство Москвы доплачивало раненным ещё 500 тысяч. Тем, кто стал инвалидам, платили от 782 тысяч до 2,3 миллиона рублей. Также можно было получить от 78 до 313 тысяч рублей страховых выплат. Сколько денег солдаты получали на самом деле и какая доля получивших ранение могла рассчитывать на справедливую компенсацию, неизвестно: даже федеральные российские СМИ писали о военных, которым отказываются платить компенсации. Как эта система будет работать теперь, пока не раскрывается.
В Z-сообществе предполагают, что власти хотят на них сэкономить. Военный и сооснователь гумпроекта «Буханка» на Донбассе Никита Третьяков отметил, что за долгое время на фронте никогда не слышал жалоб на слишком маленькие выплаты за серьёзные ранения. Он отметил, что главной проблемой в данном случае для российских военных стали не размеры пособий, а предвзятость военных врачей, которые оформляют справки и могут вписать травму как полученную по неосторожности, после чего солдат теряет право на выплаты. Он подозревает, что «дифференция» станет причиной ещё большей бюрократизации процесса оформления документов. По словам Третьякова, мера приведёт к большему количеству взяток за более тяжёлую категорию ранения.
«Ни разу за всю свою службу, ни на передовой, ни в прифронтовой зоне, ни [в госпиталях] не слышал, чтобы тяжелораненые ворчали или даже в шутку пеняли легкораненым на то, что за разные ранения те и другие получили одинаковые компенсации <..> Внедрение такой системы неизбежно потребует усложнения процедуры. Ведь кто-то должен будет определять ту самую степень ранения. Нужны будут новые формы документов. Больше проверок и хождения по инстанциям для бойцов Кроме прочего, каждая новая “решающая” инстанция это всегда коррупционный риск», — говорится в его посте.
По подсчётам «Медузы», выплаты за ранение составляли даже дороже, чем «гробовые» выплаты семьям погибших участников войны (45,6 миллиардов рублей против 40 миллиардов к июлю этого года). В издании предполагают, что правительство пытается сэкономить с помощью новой системы.