В парламенте Турции предложили криминализовать «действия против государства в иностранных интересах». Журналисты считают поправки версией закона об «иноагентах»

Комиссия по юстиции Великого национального собрания (парламента) Турции одобрила местный законопроект об уголовных сроках за «действия против интересов государства под иностранным влиянием» для вынесения на общее голосование. Это следует из данных официального портала. Журналисты считают, что он ограничит свободу слова.

Крупный законопроект из 23 статей вносит изменения в разные турецкие законы. Часть поправок касается работы адвокатов и нотариусов, возможности женщинам менять фамилию после развода и ювенальной юстиции. В частности, детям в тюрьмах обещают гарантировать образование, если программа не мешает работе учреждения.

Тем не менее, самой обсуждаемой стала статья 16, которая вносит поправку в Уголовный кодекс Турции. Она вводит новое наказание в качестве подвида «преступления против государства». После принятия поправки, фигурантов дел о шпионаже, совершающих «преступления против государственной безопасности или внутренних и иностранных политических интересов» в соответствии со стратегическими интересами или «указаниями иностранного государства либо организации» будут сажать в тюрьму на срок от 3 до 7 лет.

Если преступление будет совершено во время военного положения, минимальный и максимальный сроки тюрьмы вырастут до 8 и 12 лет, соответственно. Расследовать такие дела будут только с санкции министра юстиции Турции. Важно отметить, что оно будет использоваться как дополнительный вид наказания; за само преступление фигурантов будут судить отдельно.

О возможном принятии поправки стало известно несколько месяцев назад. Ранее его хотели принять в другой формулировке, однако в итоге исключили из законопроекта. Местная Ассоциация медиа и правовых исследований (MLSA) заявила, что поправка представляет собой «серьезную угрозу свободе прессы». Они считают, что новый законопроект создан для того, чтобы «подавить критику в адрес правительства и подтолкнуть журналистскую деятельность в область правовой неопределённости».

«Добавление понятия “агентство влияния” в Уголовный кодекс станет шагом, который ставит под серьезную угрозу свободу прессы, а двусмысленность, вызванная выражениями “против внутренних и иностранных политических интересов”, “иностранная организация” и “деятельность”, указывает на то, что это регулирование может оказать давление на все виды журналистской деятельности. Этот регламент создаст среду, в которой журналисты будут подвергаться риску быть заклейменными как “агенты влияния” в любое время по желанию властей», — говорится в заявлении организации.

Некоторые сравнивают поправку с теми, что приняли в США, России и Грузии (слов «иностранный агент» или «агент влияния» в проекте нет). Важно отметить, что российский реестр «иноагентов» сейчас пополняется Минюстом без фактического доказательства влияния из-за рубежа, основанием для включения в перечень служит даже выступление на YouTube. Грузинский закон, в текущей редакции, подразумевает только обязательную отчётность НКО, которые получают значительную часть финансирования из-за рубежа.