«Пробизнесбанк» и структуры Железняка и Леонтьева отмывали сотни миллионов рублей для российской прокуратуры — The Insider
Автор The Insider Андрей Заякин выпустил материал, косвенно подтверждающий выводы расследования Максима Каца о преступной деятельности основателей финансовой группы «Лайф» Сергея Леонтьева и Александра Железняка. Они основаны на интервью, которое бизнесмены дали ещё до войны и полный текст которого так и не был опубликован.
Так, из полученных Заякиным данных следует, что одним из главных видов заработка «Пробизнесбанка» оказалась продажа векселей связанных с банком компаний, которые давались под гарантию самой организации. Бумаги имели очень высокую доходность с показателями до 12% годовых в валюте. В статье говорится, что большая часть этих средств оказалась «чёрным налом прокурорских работников».
В основном покупателями векселей были фактические владельцы автодилерской компании «Авилон» Камо Авагумян и Александр Варшавский. Иногда для операций использовали подставные лица, включая Диану Карапетян — дочь экс-замгенпрокурора России Саака Карапетяна, о чём ранее также сообщал Кац. Самой девушки, насколько можно судить, даже не было в офисе на момент оформления документа.
В старом интервью Железняк пояснил, что таким банк заработал около 300 миллионов долларов. По его словам, к моменту отзыва лицензии у «Пробизнесбанка», друзьям и родственникам Авагумяна и Варшавского принадлежало активов на примерно 80 миллионов долларов.
Несмотря на незаконность махинаций, прокурорские сделки обслуживались в VIP-департаменте «Пробизнесбанка». Как утверждает Заякин, почти весь этот отдел занимался делами «Авилона». Некоторые сотрудники шутили, что не понимают, на какую компанию они на самом деле работают. «Пробизнесбанк» был сильно интегрирован с автодилерами: кроме векселей компании связывали кредиты, счета сотрудников, а также личные счета семьей владельцев «Авилона». Утверждается, что ряд договорённостей между руководством носили семейный характер.
Леонтьев во время интервью пытался заявить, что при получении наличности в банке «строго проверяли её происхождение», однако после свидетельств обратного сказал, что на самом деле сотрудники банка не задавали никаких вопросов о том, откуда берутся наличные. Он утверждает, что узнал о схеме «задним числом».
«Я не в курсе этих деталей [о происхождении наличности]: существовали стандарты комплаенса, которые подразумевалось, что выполняются. Были банковские продукты, были продукты околобанковские, инвестиционные, которые принимались за баланс изначально. И как бы комплаенс-контролером были разработаны все стандарты <..> То есть я сейчас не помню просто действующее законодательство на тот счет на то время, но комплаенс был построен по принципу: есть закон обеспечить выполнение бизнесами закона. [О том, что происхождение денег здесь не проверяют] я, в принципе, узнал уже здесь, как-то задним числом это сейчас комментировать сложно», — говорится в опубликованном отрывке.
Как отмечает Заякин, руководство признавалось, что созданные «Лайфом» Компани спонсировались при помощи кредитов от банка, хотя, формально, это запрещено. Вместо обычного «банковского» бизнеса руководство решило создать несколько сотен подразделений, которые вели работу как независимые бизнесы и имели отдельные счета прибылей и убытков. Треть сотрудников числились «партнёрами» и работали за процент от выручки. Такая схема нужна была не только для извлечения прибыли, но и для «отмывания» денег прокуроров: полученный чиновниками кэш проводили через несколько фирм, а затем выплачивали эти деньги другим юрлицам, что позволяло придать им вид «легальных» и выводить за рубеж через латышские финансовые организации. «Верменда», упоминаемая в расследовании Каца, была одной из главных компаний для создания видимости бизнеса и легализации доходов за рубежом.
Согласно тексту The Insider, в интервью Железняк и Леонтьев фактически признали, что специально выводят деньги вкладчиков и преступников за рубеж (они называли это «внешним контуром»). Описанная схема совпадает с той, что уже публиковались в расследованиях: банк якобы вкладывал деньги в зарубежные структуры, а сам помогал юрлицам-«пустышкам» получать кредиты на те же суммы.
В статье также описывается схема, благодаря которой заработала Wonderworks Investments (Wonderworks Assets), принадлежавшая семейному трасту Леонтьева. Он получил от фирм «Пробизнесбанка» кредитов на 360 миллионов долларов и инвестировал их в «голубые фишки» — Apple, JPMorgan, Visa, Wells Fargo, Facebook, Whole Foods. Сообщается, что оборот по этим операциям составил более 700 миллионов долларов. Работали там связанные с Леонтьевым люди, многие из которых до этого строили карьеру в «Пробизнесбанке». Таким образом, основная прибыль шла в его личный карман, а риски — ложились на вкладчиков банка. Предприниматель заработал на этой схеме не менее 190 миллионов долларов, которые спрятал на островах Кука.