Кипрские банки потеряли почти половину российских клиентов из-за санкций

После начала военных действий в 2022 году доля российских клиентов в банках Кипра сократилась почти вдвое – до 0,35%, а объём депозитов из России снизился с 2,21% до 1,53% от общего объёма вкладов. Количество клиентов из России и Украины уменьшилось на 13 тысяч, а число счетов — на 35 тысяч, что привело к оттоку средств в размере 2 миллиардов евро.

Крупнейший Bank of Cyprus закрыл около 20 тысяч счетов, принадлежавших 7 тысячам российских клиентов. «Если в 2014 году на россиян приходилось 4% наших клиентов, то сегодня эта доля составляет всего 0,4%», – сообщил представитель банка Карен Ле Канну. Весной 2023 года банк также объявил о намерении закрыть счета 4 тысяч российских клиентов, не проживающих в странах ЕС, из-за приостановки членства России в FATF (группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег).

В феврале 2024 года крупный кипрский банк Hellenic начал массово закрывать счета россиян, включая владельцев кипрских документов. Закрытие также затронуло операционные компании этих клиентов.

За период с 2014 по 2023 год кипрские банки закрыли счета 90% российских клиентов, а объём российских депозитов сократился на 83%. Всего было прекращено обслуживание 72 тысяч физических и юридических лиц, в основном связанных с Россией.

Мариос Скандалис, главный специалист по соответствию требованиям Банка Кипра, отметил, что кипрские банки входят в число немногих финансовых учреждений, которые полностью соблюдают ограничения на товары двойного назначения. Объём операций с такими товарами снизился с 16,5 миллиардов евро в 2014 году до 3,8 миллиардов евро в 2023 году.

Как отмечают кипрские чиновники, прозрачная финансовая система, свободная от непрозрачных операций, создаст условия для притока законных международных инвестиций. Банки ежедневно проверяют все операции на соответствие санкционным спискам ООН, ЕС, США и Великобритании.

Ранее власти Кипра предписали банкам республики прекратить все операции в рублях. На Кипре арестовали россиянина по обвинению в экспорте американской микроэлектроники военного назначения в Россию.