СК забрал все личные вещи Навального и снег из прогулочного двора колонии «на экспертизу». Её результаты никто не сообщил — «Досье»
Центр «Досье» опубликовал список предметов, которые силовики забрали из ИК в Харпе после смерти Алексея Навального. Вероятно, они пытались скрыть причину его смерти — вероятное отравление. Неизвестно, сколько материалов вообще доехало до экспертов.
Несколько дней назад The Insider начало рассказывать про документы суда, после чего их более полные версии стали приводить другие СМИ. Ни одно издание или канал не указывает, откуда у них эти документы, факт их наличия «в распоряжении» просто констатируется. Так, The Insider опубликовало по одной странице постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, а также часть списка вещей и материалов политика, которые передали на экспертизу. Из документов следовало, что СК пытался скрыть симптомы политика перед отравлением, а также что из дела по некой причине «исчезли» результаты анализа образцов его рвоты.
Предполагается, что вопросом заведует следователь СУ СК по Ямало-Ненецкому автономному округу Александр Варапаев. Известно, что он звонил матери Навального с угрозами не выдать тело, чтобы заставить женщину провести похороны без публики. Подписанное им постановление устанавливает медицински невозможную причину смерти: лечившие политика медики говорят, что судмедэксперты добавили в своё заключение откровенный «пиздёж».
Вчера связанный с силовиками канал «ВЧК-ОГПУ» опубликовал полные версии двух июльских постановлений. Из них следует, что Варапаев скрыл не только предсмертные симптомы, но и список повреждений на теле Навального, некоторые из которых ему нанесли за несколько суток до трагедии. Вместо подобного описания тела в тексте появилась формулировка о «телесных повреждениях, которые возникли в результате реанимационных мероприятий и проведения судебно-медицинской экспертизы». Примечательно, что в первой версии также заявлялось, что отравления не было, что вырезали из нового текста.
Теперь в «Досье» решили раскрыть несколько деталей произошедшего. В статье говорится, что тех самых постановлений СК было не два, а как минимум шесть. Самую первую версию утвердили ещё 18 марта. Региональное управление отменило её и на протяжении месяца никаких решений не было. 22 апреля был подписан новый текст, в котором говорилось об «отсутствии события преступления». Его также отменил СК. Только 24 мая в документе появились слова об «отёке легкого, недостаточности сердечной острой, панкреатите остром уточненном». Она же «перекочевала» в текст, утверждённый в июне. Версии, которые описывали The Insider и «ВЧК-ОГПУ» подписали в июле. Последнюю из них отправили семье политика.
«Досье» также опубликовало полный список предметов и образцов, которые эксперты изъяли у Навального и из его камеры. Как оказалось, анализу подверглись все личные вещи оппозиционера, одежда и нижнее бельё, включая трусы (предполагается, что Навального отравили «Новичком» именно нанеся на гульфик трусов). Экспертам также собирались доставить туалетную бумагу, матрас, постельное белье, книги (Библию, «Войну и мир», «Жизнь и труды Пушкина» и англо-русский словарь), 24 банки пищи, смывы с бушлата, с пола места смерти и из камеры, а также 11 тубусов снега, который находился вокруг него на момент проявления симптомов.
Из биоматериалов в лабораторию должно были привезти ногтевые пластины, волосы, а также «мазки» с губ, кистей, носа и ротовой полости. Известно, что образцы «колесили» по всей России: сначала в местной лаборатории в ЯНАО их зачем-то проверяли на спирт, а затем увезли в столичный Российский центр судебно-медицинской экспертизы Минздрава.
Как отмечает «Досье», структура Excel-таблицы не даёт понять, все ли образцы вообще доехали до экспертов. Вероятно, силовики и не планировали везти их на проверку, а просто хотели вынести за пределы колонии, чтобы на территории ИК не осталось ни одного доказательства вероятного отравления.
«Полный список изъятых предметов позволяет предположить, что в колонии не осталось ни одной вещи, к которой прикасался Навальный. Следователи забрали даже рулон туалетной бумаги <..> Действия следствия могут свидетельствовать в пользу того, что правоохранительные органы пытались изъять все предметы, на которых теоретически могли оставаться следы отравляющего вещества», — предполагают в «Досье».
Более того, в материалах упоминается, что следствие получило записи с четырёх видеорегистраторов, на которые могли попасть последние минуты жизни Навального. Где именно они находятся, неизвестно.