ЦЕРН запретит российским физикам часть работы на Большом адронном коллайдере, если они не перейдут в иностранные НИИ

Издание nature выпустило статью о том, что может произойти с россиянами, работающими в Европейской организации по ядерным исследованиям (CERN/ЦЕРН). Некоторых учёных, вероятно, выгонят, однако многим позволят остаться.

В 2022 году Совет ЦЕРН осудил войну и назвал Беларусь союзником России. Лаборатория ввела ограничения на поездки ученых и перемещение материалов между Россией и ЦЕРН. Она также пообещала расторгнуть соглашения с Россией и Беларусью. Они прекратили своё действие в декабре 2023 года. Срок действия соглашения ЦЕРНа с Беларусью истек 27 июня, в результате чего прекратились контракты примерно 20 исследователей. А с 1 декабря ученые, связанные с Россией, больше не смогут получить доступ на территорию ЦЕРН.  По словам Ханнеса Юнга, физика частиц из Немецкого электронного синхротрона в Гамбурге, эксперименты «почувствуют потерю российского опыта». Их уход, по его словам, «оставит дыру» в науке. 

Важно отметить, что речь идёт о постепенном исключении сотрудников российских центров, а не граждан России и Беларуси по паспорту. Неназванные источники nature утверждают, что некоторые сотрудники экспериментальных отделов БАК помогли «важным» ученым, которые хотели остаться, найти работу в институтах за пределами России. Представитель ЦЕРНа Арно Марсолье утверждает, что с 2022 года около 90 ученых перешли из российских в зарубежные институты. Менее двадцати россиян всё ещё пытаются устроиться в иностранные центры. Некий россиянин, с которым поговорили журналисты, утверждает, что у после начала войны у «полезных» учёных было «много возможностей» найти новое место работы. 

Важно отметить, что устав ЦЕРН в принципе не позволяет полностью исключить Россию из всех проектов. Полного разрыва отношений с Объединённым институтом ядерных исследований в подмосковной Дубне так и не произошло, хотя против россиян вводятся ограничения. Согласно статье, 270 россиян, которые работали на предприятии, продолжают заниматься наукой и выгонять их не собираются. Сколько всего россиян работает на коллайдере, неизвестно: организация просто отказывается отвечать на этот вопрос.

«С момента вторжения руководству ЦЕРН приходится балансировать между призывами некоторых стран-членов изолировать российские институты и теми, кто утверждает, что наука должна работать вне политики. В 2023 году ЦЕРН вышел из тупика в вопросе о том, как отмечать вклад связанных с Россией ученых в своих работах, согласившись указывать их имена вместе с их открытыми идентификаторами исследователя и соавтора (ORCID). Некоторые исследователи считают, что ЦЕРН недостаточно дистанцировался от России. В июне Совет ЦЕРН, состоящий из представителей стран-членов, проголосовал против прекращения сотрудничества с ОИЯИ», — пишет nature.