МУС отказался брать показания у бывшего российского военного, который участвовал в боях на Донбассе и во вторжении в Украину — «Агентство»

Участник «русской весны» и войны на территории Украины Игорь Саликов, запросивший политическое убежище в Нидерландах, не будет выступать свидетелем в Международном уголовном суде (МУС) о преступлениях российской армии в Украине — сообщает «Агентство» со ссылкой на его собственные слова. 

По словам нидерландского адвоката, который занимается этим делом, у МУС «не имеется к бывшему военному никаких претензий». Согласно данным «Агентства», он бывал в офисе МУС в Гааге около пяти раз. В конечном итоге международный суд сказал ему, что показания, которые он может дать, сейчас «не являются приоритетом МУС»

Сотрудники суда утверждают, что не видят необходимости привлекать его как свидетеля, так как сконцентрированы на «нескольких конкретных эпизодах, по которым ему нечего сообщить». В частности, судей интересуют случаи расстрела гражданского населения и вывоза украинских детей в Россию, в чём Саликов, по его собственным словам, не участвовала. Официально в суде отказались комментировать детали, сославшись на неоконченное расследование.

Саликов — российский военный, который служил в ЧВК «Вагнер» в Сирии и воевал на территории Украины ещё в начале самопровозглашения ЛДНР.  В начале войны он командовал подразделением ЧВК «Редут». Вывезти его в Европу помог основатель GulaguNET Владимир Осечкин, который представил мужчину как офицера ГУР. 

Сам Саликов говорит, что разочаровался в войне и начал честно рассказывать мобилизованным и контрактникам о том, что их ждёт на фронте. 

Позже Осечкин опубликовал фрагмент, в котором Саликов признаётся, что «виновен в гибели как минимум 400 человек» ещё до начала войны. Из контекста разговора следовало, что все жертвы погибли из-за некого удара пророссийских сил по украинским в 2014 году, о котором якобы не писали в СМИ. OSINT-расследователи считают такой сценарий невозможным: в CIT говорят, что удар так или иначе должен был «всплыть».

Это признание, как утверждается, было записано весной прошлого года, хотя оказалось опубликовано позже. В GulaguNET утверждали, что военный отказывался давать показания по этому вопросу. В комментарии для «Агентства» Осечкин сказал, что передал материалы, включая запись признания, непосредствено в МУС. 

«По утверждению Саликова, Осечкин длительное время пытался добиться от него свидетельств его личного участия в военных преступлениях. Во время одного из разговоров Саликов, чтобы, как он говорит, проверить компетентность Осечкина, рассказал, что участвовал в бою на Донбассе 20–21 июня 2014 года, в котором погибли 400 украинских военных. На самом деле, этих событий не было, говорит Саликов. “Агентству” не удалось обнаружить в открытых источниках информации о единовременной гибели 400 человек на Донбассе летом 2014 года», — говорится в материале «Агентства». 

Важно отметить, что издание «Агентство» принадлежит расследовательской инициативе «Проект», на сайте которого ранее появилось «разоблачение» Осечкина как информатора ФСБ и мошенника. Одна из авторов материала, Екатерина Аренина, позже признала, что у неё нет подкреплённых фактами обвинений к основателю GulaguNET. Осечкин, по его собственным словам, помог восьмерым военным покинуть РФ и оказаться в ЕС для дачи показаний. С рядом из них у него возник публичный конфликт. Одним из них оказался экс-наёмник ЧВК «Вагнер» Андрей Медведев, которому отказали в статусе беженца в Норвегии, но разрешили остаться в стране.