Инстаграм-блогер спасла своего мужа-военного из «ямы» и увезла в другой регион на лечение — «Холод»
Инстаграм-блогер Ирина Сорока вытащила своего мужа Андрея Марченкова из ямы, а позже увезла из воинской части в другой регион для медицинского обследования и лечения. Своей историей семейная пара поделилась с изданием «Холод».
37-летний Андрей Марченков участвовал в российском вторжении в Украину практически с самого его начала. Изначально он был контрактником от ЧВК «Вагнер». В июле 2023 года его контракт истёк.
«Я месяц пожил дома и сказал жене, что не могу так: просто смотреть новости, прекрасно понимая, что творится [на фронте]. В августе 2023 года я подписал контракт с Минобороны, потому что я обязан, чтобы жена и ребёнок спали спокойно. Мне надо помогать родине», — рассказал Марченков «Холоду».
По его словам, последний год он командовал штурмовыми взводами. 10 июля мужчина, воюющий в составе воинской части № 41611, вместе с подчинёнными солдатами отправился на штурм в Харьковской области. С того дня он не выходил на связь, поскольку на штурм военные не берут с собой телефоны.
14 июля он запросил для себя и солдат эвакуацию: в ходе боёв нескольких военных ранило, часть из них были убиты. Сам Марченков получил осколочные ранения и был контужен. Однако командование приказало продолжать штурм. Марченков не подчинился приказу и вывел выживших солдат для того, чтобы им всем оказали медицинскую помощь.
16 июля жена Марченкова Ирина Сорока через его сослуживцев узнала, что его вместе с одним из подчинённых, Ильей Коротуном, после задания отправили в яму в качестве наказания. На следующий день она поехала из Москвы в Белгород, где дислоцируется его воинская часть. Всё происходящее она записывала на видео и показывала в своём Instagram.
«Выехала в четыре утра 17 июля. По дороге позвонила руководителю мужа — замполиту полка Ширинову Николаю, сказала, что еду к ним. Он мне пообещал, что я смогу увидеться с мужем. Но когда я приехала в Белгород, вместо этого на встречу приехал только сам замполит. Он сказал, что муж действительно был отправлен в яму за невыполнение приказа. Однако прямо сейчас якобы отправлен на очередное задание, поэтому связи с ним нет. Я ему не поверила», — рассказала женщина.
В попытке вызволить мужа, она ходила на встречи с военными, в том числе с сослуживцами и командованием мужа, а также писала заявления с жалобами на превышение должностных полномочий и нарушение прав человека в военную прокуратуру и следственный комитет. 20 июля, спустя семь суток в яме, Марченкова оттуда выпустили и привезли на встречу с женой.
В тот же день Сорока и Марченков уехали из Белгородской области и по совету военного юриста решили самостоятельно обратиться за медицинской помощью. Как Марченков рассказал изданию «Холод», из-за контузии и длительного отсутствия лечения у него полностью не слышит одно ухо и не видит один глаз, в ногах у него застряло несколько осколков.
«Юрист сказал, что у мужа есть 48 часов до момента, пока его не признают самовольно оставившим часть. Мы поняли, что обращаться за помощью в белгородские больницы не имеет смысла, потому что, грубо говоря, там все повязаны друг с другом, и надо ехать в другой регион», — говорит Сорока.
Сорока так и поступила. Марченков попал в военный госпиталь и после осмотра врачей и диагностики рассказал «Холоду», что его левое ухо полностью не слышит из-за разрыва рядом с ним мины, а также его рана загноилась из-за длительного отсутствия лечения рана. Со слов Марченкова, у него также проблемы с правым ухом и левым глазом, и несколько осколков, которые необходимо будет вытаскивать.
По словам сослуживцев Марченкова, на него завели дело за самовольное оставление части. Дело было заведено 20 июля — в тот же день, когда он не вернулся после разрешённого свидания с женой. Теперь, если он не явится туда в течение месяца, ему может грозить до 10 лет лишения свободы.
«Я в шоке от такого отношения от своих же. У меня несколько наград от ЧВК “Вагнер”, в том числе за взятие Бахмута, медаль “За заслуги перед Отечеством” II степени. Моё подразделение взяло село Глубокое в Харьковской области. Мы там бились с этими немцами два месяца. Я со своими ребятами кровь проливал и после всего этого столкнулся с таким отношением. Но я и дальше готов продолжать службу, я патриот своей родины. Готов защищать свою жену, ребёнка. Надо только сначала восстановиться после ранений», — говорит Марченков.
Семейная чита уверена, что их обращения в Военную прокуратуру и Следственный комитет помогут Марченкову избежать наказания за оставление части. Они также обратились в «Комитет — совет солдатских матерей России», придав историю огласке. Сорока рассказала, что если кто и нарушил закон, так это командование мужа, посадив его в яму и не оказывая медицинской помощи
«Сама я не боюсь, что на меня заведут какое-то дело. Я оформлена как самозанятая, когда у меня покупают рекламу для блога, я выставляю счета, плачу с доходов налоги — у меня всё чисто», — говорит Сорока.
В Госдуме приняли закон об отправке военных на гауптвахту без суда за использование смартфона. Командиры смогут применить к солдату «дисциплинарный арест» за использование мобильной связи, размещение информации о себе или своём месте службы, отправку данных о своей геолокации или разговор со СМИ.