Московских следователей, полицейских, приставов и таможенников обязали вербовать фигурантов уголовных дел на войну — «Ъ»
Московским следователям разослали требование начать вербовать фигурантов уголовных дел на войну — пишет «Коммерсантъ». Сами дела «приостанавливают», но не прекращают, пока «доброволец» не получит государственную награду.
По данным журналистов, все следственные подразделения ГУ МВД в Москве получили распоряжение от заместителя начальника Главного следственного управления МВД Виктора Городкова. В документе тот требует от подчинённых исполнить «порядок взаимодействия командования воинских частей и учреждений со следственными органами и органами дознания» по вопросам как приостановки, так и прекращения «предварительного расследования в связи с призывом подозреваемых и обвиняемых на службу в вооружённые силы РФ в период мобилизации».
Чиновник подчёркивает, что соответствующие указания им дал непосредственно министр внутренних дел Владимир Колокольцев. По данным «Ъ», такие же документы разослали следователям ФСБ, дознавателям МЧС, приставам из ФССП и сотрудникам таможни (ФТС). От силовиков требуют вызывать подозреваемых и разъяснять им, что они могут избежать наказания, если поедут на войну. Распоряжение касается всех обвиняемых в возрасте от 18 до 65 лет.
В документе подчёркивается, что, если после приватного разговора с силовиками человек согласился поехать на войну, следователь обязан отложить все дела и «незамедлительно» направить его заявку в ближайший военкомат. Помимо прочего, сотрудники ведомств должны вести статистику согласившихся, отчитываться о вербовке перед начальством и устранять любые проблемы, которые мешают комиссариатам оперативно забирать россиян на войну
«При этом стражам порядка предписывается обеспечить и ведение “накопительных производств” о наборе рекрутов, которые должны предоставляться руководству «по первому требованию». Для контроля за мобилизацией фигурантов уголовных дел должны быть составлены их списки с указанием инкриминируемых деяний и назначен сотрудник, отвечающий за данную работу. Ответственным офицерам, а также их коллегам, согласно документам, надлежит ежемесячно осуществлять анализ состояния взаимодействия с военкоматами и “обеспечить” оперативное разрешение возникающих проблемных вопросов», — цитируют постановление авторы статьи.
Как объясняют в «Ъ», подозреваемых вербуют уже после возбуждения уголовного дела. Следователь вызывает фигуранта и практически сразу предлагает ему «армейскую альтернативу». Ранее большинство таких заявок обрабатывал Следственный комитет. Если комиссариат соглашается на заключить контракта с задержанным, его уголовное преследование по ходатайству военных «приостанавливается». Полное прекращение дела возможно только после награждения фигуранта госнаградой, завершения СВО или серьёзного ранения, несовместимого со службой.
Важно подчеркнуть, что по действующему закону такие фигуранты отправляются на фронт не зная, когда они смогут вернуться (если смогут). В соответствии с указом Путина о «частичной мобилизации» как мобилизованные, так и контрактники-«добровольцы» находятся на войне до тех пор, пока Путин не решит её прекратить. Вернуться домой можно только после ранения или смерти. В ASTRA утверждают, что даже серьёзные боевые раны и заболевания вроде туберкулёза больше не принимаются в качестве причины для демобилизации.