Финляндия отказала в убежище двоим лесбиянкам из России, потому что на родине им «ничего не угрожает»
Сбежавшим из России лесбиянкам Виктории Цветковой и Анне Илюкович-Страковской отказали в предоставлении статуса беженца в Финляндии. Об этом в эфире финского канала Yle рассказали сами девушки.
Участницы съехались в 2015 году и планировали «спокойно переехать» за рубеж, когда выучат английский язык и получат предложение о работе. Они признают, что находились под воздействием «розовых очков» и не понимали степень угрозы, пока не началась война.
Девушки вылетели в Турцию в марте 2022 года, «собрав всю свою жизнь в несколько чемоданов». Россиянки решили переехать в другую страны, чтобы создать там семью, но поняли, что в большинстве доступных вариантов не смогут переехать по одной визе как пара. После этого лесбиянки полетели в Финляндию и подали заявку на статус беженцев. Девушки говорят, что переехали уже в апреле и застали закон о «пропаганде нетрадиционной ориентации» уже в ЕС. После этого они ещё год ждали, пока миграционная служба вызовет их для собеседования. Встречу с чиновниками назначили на январь прошлого года.
Миграционная служба долгое время допрашивала россиянок в попытке установить, должны ли они получить статус беженок. После нескольких месяцев и восьми отдельных собеседований девушкам отказали. Примечательно, что решение приняли в октябре прошлого года, однако заявительницы узнали о нём только в начале этого года. По словам одной из девушек, чиновники возразили, что если пара «как-то скрывалась раньше» и смогли уехать, а значит смогут жить в России и дальше.
«Полицейский спросил меня, когда мне будет удобно приехать забрать решение. Мы тут же приехали, как только смогли, и нам зачитали решение, объяснили, что там написано, и полицейский смотря мне в глаза сказал “в общем, миграционная служба считает, что вам безопасно быть семьёй в России и иметь детей”. На этот моменте я просто разрыдалась», — говорит Цветкова.
Эксперт из Александровского института при Хельсинкском университете говорит, что власти сосредоточились исключительно на угрозах физического насилия и перестали учитывать непосредственное поражение в правах. Она отметила, что законы против ЛГБТ начали принимать задолго до войны, но финских чиновников это не волновало.
Важно отметить, что решение приняли до того, как Верховный суд РФ по запросу Минюста признал ЛГБТ «экстремистской организацией». В марте в Оренбурге из-за деятельности гей-клуба возбудили первое в России дело об участии в «экстремистской организации» ЛГБТ.