С 2022 по 2023 год количество штрафов «иноагентам» выросло в 20 раз

С 2022 по 2023 год в двадцать раз выросло количество штрафов, выписанных за «нарушение порядка деятельности иностранного агента». Об этом со ссылкой на данные судебного департамента Верховного суда по рассмотрению дел об административных правонарушениях сообщило издание РБК

Всего за прошлый год российские суды 368 раз оштрафовали «иноагентов» по протоколам о нарушении «порядка деятельности иностранного агента» (статья 19.34 КоАП).  Для сравнения, за весь 2022 год было вынесено всего 18 таких решений. Общая сумма штрафов также ожидаемо выросла, с 6,5 миллиона рублей до 25,1 миллиона (разница в 286%). 

К началу этого года в реестре «иноагентов» Минюста значилось 742 человека, большинство из которых — россияне и российские юрлица, однако попадали туда и иностранцы. Несколько штрафов за отсутствие плашки иноагента выписали издателю SVTV Михаилу Светову. Его также оштрафовали за непередачу документов в Минюст, однако на этой неделе Мосгорсуд отменил решение

«В частности, в 2023 году протоколы по статье 19.34 КоАП составляли на признанных иноагентами ведущую Татьяну Лазареву, певца Моргенштерна, телеведущего Максима Галкина, историка и писательницу Тамару Эйдельман, экс-юриста Фонда борьбы с коррупцией  Любовь Соболь, певицу Монеточку, музыканта Noize MC и других. По данным Минюста, общее число лиц, признанных иноагентами, за прошедший год выросло на 227», — отмечают в РБК.

Как объясняют журналисты, рост количества иноагентов связан с поправками, которые в конце 2022 года внесли в КоАП. Если ранее в соответствующей статье говорилось только о «некоммерческих организациях, выполняющих функции иностранного агента», то после объединения реестров организаций и физлиц в один список и введения более расплывчатых формулировок штрафовать начали и граждан.

Альтернативное объяснение представил глава Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарёв. В беседе с ПГ он связал растущий репрессивный аппарат попыткой стран Запада «компенсировать качество антироссийских кампаний, количеством агентуры» за счёт вербовки «новых адептов». Он сравнил европейские и американские спецслужбы с нацистским абвером, который «массово забрасывал в Советский Союз плохо подготовленных диверсантов».

Количество ограничений против «иностранных агентов» продолжает расти. Признать таковыми могут кого угодно и любую организацию. Ранее финансовой разведке необходимо было показать наличие трансакции из-за рубежа, а теперь Минюсту достаточно просто связать человека с любой «антироссийской деятельностью» вроде публикации интервью. В марте Путин запретил иноагентам рекламироваться на других ресурсах и рекламировать товары на своих.

Важно отметить, что кроме непосредственно реестра «иноагентов», Минюст ведёт отдельный список «аффилированных с иноагентами» лиц. Ознакомиться с его содержанием граждане не могут. В Госдуме ранее сообщали, что в него добавили более 800 человек. Вероятно, с тех пор перечень значительно расширился.