Из школьной программы по литературе для старших классов убрали книги с критикой СССР и репрессий

Из школьной программы по литературе убрали несколько критикующих власть и СССР книг. На это обратили внимание в проекте «Можем объяснить».

Авторы сравнили два документа: майский приказ Минпросвещения РФ № 371 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования», выпущенный в прошлом году, и зарегистрированный в этом апреле приказ № 171 «О внесении изменений» в эту программу. Как оказалось, чиновники решили избавиться от ряда произведений, в том числе относительно оппозиционных, и заменить их.

Так, учащиеся 10-х и 11-х классов больше не будут изучать роман «Жизнь и Судьба» Василия Гроссмана. В этом произведении автор проводит параллели между нацистским и коммунистическим режимом и отмечает, что и тот, и другой не терпят инакомыслия, склонны к репрессиям, требуют высшей формы уважения «вождя народа» и фальси­фицируют историю. Он отдельно сравнил концлагеря при СССР и Третьем рейхе, а также заявил о сходствах НКВД с Гестапо. 

Из программы также убрали повесть «Дом на Набережной» за авторством Юрия Трифонова. В этой книге — сразу два повествователя, при помощи которых автор показывает страх героев перед советским государством и репрессиях против жителей одного из домов. Трифонов писал книгу в 1970-х, когда Кремль решил снова начать замалчивать ужасы сталинского режима. 

Помимо прочего, школьникам больше не предлагают читать «Колымские рассказы» Варлама Шаламова, в которых раскрывается судьба заключённых ГУЛАГа. Автор сам провёл на Колыме более 15-ти лет своей жизни, куда попал ещё в 1937 году, а вышел за два года до смерти Сталина. Как пишут аналитики, главная тема, над которой работал Шаламов, — «уничтожение человека с помощью государства, вошедшее в психологию каждой семьи».

Также из программы убрали роман «Омон Ра» Виктора Пелевина, в котором  высмеивался советский культ космонавтов. Также в программе больше нет стихов Дмитрия Пригова, который критиковал советскую литературу. 

Недавно стало известно, что МВД предложило вернуть обязательное лицензирование книжных издательств, чтобы избежать печати «экстремистской» литературы. ВШЭ запретила абитуриентам призывать к экстремизму и цитировать «иноагентов» во вступительных работах.