Количество дел об «оправдании терроризма» выросло вдвое с начала войны

Количество зарегистрированных в России дел об «оправдании терроризма» за время войны выросло вдвое по сравнению с довоенным периодом. Об этом со ссылкой на данные МВД РФ написал проект «Можем объяснить».

Поводами для возбуждения подобных дел стали любые слова поддержки ВСУ или просто попытка проанализировать цели атак украинской армии. Социолога Бориса Кагарлицкого, например, приговорили к 5 годам колонии за рассуждения о том, почему Киев ударил по Крымскому мосту и ролик о взрыве. «Психолого-лингвистическая экспертиза», которую провели после доноса мундепа от «Единой России» Леонида Краснопёрова, обнаружила в них «признаки признания идеологии и практики» совершения взрывов в целях «дискредитации деятельности государственной власти», а также попытку повлиять на власть и добиться «решения о прекращении проведения специальной военной операции».

«Дела об оправдании терроризма рассматриваются военными судами в закрытом режиме, а следствие ведёт ФСБ. Среди поводов для возбуждения таких дел: комментарии об атаке на Крымский мост с недавно арестовнным Александром Скобовым, об убийстве Дарьи Дугиной и z-блогера Владлена Татарского; в последнее время — посты о теракте в “Крокусе”», — отмечают в «Можем объяснить»

Похожие дела также посты о взрыве Михаила Жлобицкого в архангельском УФСБ, в ходе которого погиб только сам подрывник. Силовики преследовали даже родственников преступника за написанные о нём стихи. Были и другие поводы судить россиян: так, поэта из Орла приговорили к 7 годам колонии за «фейки об армии» и «оправдание терроризма» в стихах.

Согласно официальной статистике МВД, с января 2022 года количество дел об «оправдании и пропаганде терроризма» (статья 205.2 УК РФ) выросло вдвое. Если к моменту объявления «специальной военной операции» таких дел в России было всего 56, то к моменту публикации свежей статистике их количество выросло до 126-ти. Из них 27 дел возбудили по инициативе МВД и ещё 76 — после «проверки» ФСБ. Остальные дела, вероятно, возбуждали по доносам «бдительных граждан», вроде единоросски Елены Ямпольской.

Обращают на себя внимание и другие показатели. Так, раскрываемость убийств на момент начала войны находилась на уровне 86,6% (6605 раскрыто из 7628 возбужденных), а к началу этого года — на уровне менее 77% (1001 раскрытых из 1312-ти). Как пишут в самом МВД, количество нераскрытых убийств и покушений на убийство выросло на 1400%. Для сравнения, количество случаев мошенничества выросло всего на 13%, а число преступлений со стороны граждан СНГ выросло всего на 1%.