Семья норвежского дипломата помогла сыну Николая Патрушева продолжить вести нефтяной бизнес в обход санкций — «Досье»
Сын норвежского дипломата помог младшему сыну секретаря Совета безопасности Николая Патрушева, Андрею, вести нефтяной бизнес в условиях санкций. Об этом в своём расследовании сообщили центр «Досье» и газета Stavanger Aftenbladet.
У Патрушева-старшего имеется два сына и они оба окончили Академию ФСБ. Старший, Дмитрий, ранее возглавлял правление «Россельхозбанка», а сейчас занимает должность министра сельского хозяйства. Младший, Андрей, в начале 2000-х годов занимал пост замначальника 9-го отдела управления «П» ФСБ, которые формально занимается контрразведывательным обеспечением борьбы с коррупцией в промышленной сфере. По данным журналистов, он занимался российским нефтяным сектором.
В начале 2000-х Андрей Патрушев работал в «Зарубежнефти», где отвечал за работу «Вьетсовпетро» — фирмы, добывающей нефть на шельфе Вьетнама. Позже он получил должность замгендиректора «Газпром добыча шельф Южно-Сахалинск» и советника председателя совета директоров «Роснефти». В мае 2007 года Путин наградил его знаком «за достигнутые трудовые успехи и многолетнюю работу». Неизвестно, уволился ли он с тех пор из ФСБ или до сих пор числится сотрудником спецслужбы.
В 2019 году Патрушев-младший ушёл из «Газпром нефти» и стал совладельцем Архангельского морского порта, а также начал инвестировать в IT-проекты. Тем не менее, он продолжил участвовать в государственной разработке морских шельфов в качестве подрядчика. После начала войны он формально вышел из связанных с нефтью инициатив, чтобы спасти компании от попадания в санкционные списки.
«До войны Патрушев-младший мог позволить себе напрямую владеть долями в бизнесе. Так, в октябре 2020 года он купил 37,77% акций “Морской арктической геологоразведочной экспедиции” (МАГЭ), которая занимается геолого-геофизическими работами на шельфе, и стал крупнейшим совладельцем. Но в день начала вторжения в Украину, 24 февраля 2022 года, он попал под санкции США и вскоре вышел из капитала МАГЭ, спасая организацию от попадания в черные списки», — отмечается в статье.
Как выяснили в «Досье», сын главы Совбеза просто взял псевдоним «Алексей Голубев». При этом он не стал создавать отдельную личность и использовал свои настоящие дату рождения, ИНН и номер паспорта, в том числе при оформлении счетов, на которые поступали средства.
Судя по всему, переоформить бизнес ему помог сын сотрудника белорусского КГБ Андрей Довнарович. Доля Патрушева-младшего перешла компании «Нева Инвест», в которой тот был одним из акционеров. На факт фиктивности сделок указывает тот факт, что белорус зарабатывает в десять раз меньше, чем получает в качестве дивидендов.
Также поделить бизнес силовику помогли Рустам Романенков и Денис Крылов. Они стали членами советов директоров и получили должности генеральных директоров в компаниях, которые ранее напрямую принадлежали Андрею Патрушеву или были учреждены созданным им же центром «Арктические инициативы». Формально, владеют активами и контрактами фирмы «Полярная звезда», «Аврора капитал» и «Газпром шельфпроект».
«Впрочем, у “Нева Инвест” есть и более прямая связь с Патрушевым. Фирма пожертвовала 25,5 миллиона рублей его центру “Арктические инициативы”. Формально это некоммерческая организация, которая занимается развитием Арктики и у которой нет бенефициаров. Фактически же это головная структура в бизнесе Андрея Патрушева, через которую он владеет долями в различных компаниях», — пишут в «Досье».
Кроме проблем с переоформлением и сокрытием реального бенефициара, Патрушеву-младшему необходимо было решить проблему с поставками высокотехнологичного оборудования для добычи нефти, поставки которого запретили после начала войны, а также кораблей. Как выяснили журналисты, с последним ему помогла семья норвежского посла Ойвинда Нордслеттена, который ранее представлял Осло в Киеве, Минске, Москве и Мурманске. Его сын, Гуннар Нордслеттен, занимается бизнесом в России и уже 20 лет живёт в Москве, который в 2011 году женился на дочери экс-замгубернатора Ямало-Ненецкого округа Иосифа Левинзона, Анастасии. Чиновник ранее активно занимался нефтью в составе НОВАТЭКа и помог зятю войти в индустрию.
Оказалось, что Гуннар Нордслеттен (через Argali Holdings, зарегистрированный на Британских Виргинских островах) владеет зарегистрированным на Кипре офшором Sevnor. Эта компания владела юрлицами в России, восемью кораблями и обслуживала месторождения НОВАТЭКа.
После начала войны компания провела реструктуризацию и сменила наименование на Marvik Shipping. Как минимум два корабля фирмы продолжают обслуживать интересы МАГЭ: первое — транспортно-буксировочный корабль Almaz, второе — судно для обеспечения работы на шельфе Sayan Knyaz.
Вероятно, в проекте также участвовал корабль Kazanin Explorer. Его модернизацией и размещением в водах также занималась МАГЭ. Более того, на корабль оформили разрешение на погрузку и разгрузку с плавучей буровой установки «Северное сияние», которая управляется «Газпром шельфпроектом».
Год назад МАГЭ попала под санкции США. Нордслеттен-младший подтвердил, что его корабли находились в российских водах, но связал этом с запретом на заход кораблей под российским флагом в ЕС, в рамках которого «европейские власти дали временное разрешение на эксплуатацию судов в России до тех пор, пока не будет найдено решение». Он говорит, что Marvik Shipping продала все свои корабли, однако нет никаких подтверждений тому, что это так.
«Интересы Патрушева и Нордслеттена пересеклись еще в одном бизнесе. В январе 2022 года компания “Аврора” приобрела 10 процентов в кипрском офшоре IGS – головной структуре группы “Инвестгеосервис”. Сумма сделки – чуть больше 400 миллионов рублей, также у “Авроры” есть право на покупку еще 25,4 процентов акций. ИГС владеет более чем 30 буровыми установками и является крупным подрядчиком НОВАТЭКа. Формально собственник “Авроры” – Роман Иванов. Но Stavanger Aftenbladet обнаружил в материалах утечки Cyprus Confidential документ, в котором Иванов подтверждает, что выступает в качестве номинального владельца, а настоящий бенефициар – Гуннар Нордслеттен», — пишут в «Досье».
Ранее «Новая газета Европа» писала, что новый НПЗ «Арктик СПГ 2» на Гыданском полуострове получил западного оборудования почти на 420 миллионов долларов.
Согласно предположениям Global Witness, за первые десять месяцев 2023 года Россия заработала около миллиарда евро на продаже нефти Болгарии.