Российские военные удерживают тысячи мирных украинцев в колониях без официальных обвинений — «Би-би-си»
В российских тюрьмах, СИЗО и подвалах продолжают содержать тысячи мирных украинцев, захваченных и лишённых свободы без суда и следствия. Узнать о них сложно, а «вытащить» — ещё сложнее. В заключении они подвергаются пыткам и не имеют возможности доказать свою невиновность. Многим из них не сообщают, как долго их планируют держать. Материал о них выпустила Русская служба «Би-би-си».
Украинцев держат как в официальных колониях и СИЗО на территории самой РФ, так и в импровизированных «тюрьмах» на оккупированных территориях. Зачастую российским силовикам достаточно обвинить мирных жителей в «противодействии СВО», что позволяет ограничить свободу «подозреваемых». Тем не менее, юридической процедуры для такого задержания нет, а значит украинцы будут находиться в несвободе столько, сколько захочется силовикам и военным из РФ.
Одной из пострадавших от действий военных стала семья Бузиных. В начале войны он сбежал с семьёй в село Михайло-Коцюбинское в 20 километрах от областного центра Черниговской области. Мужчина рассказал, что во время обстрела ВСУ россияне забежали в его подвал и даже начали объяснять, что «пришли освобождать украинцев от власти, а Путин классный». Военные угрожали семье расстрелом, если те не сознаются, что якобы передавали координаты российской техники.
Как пишут в «Би-би-си», задержанных в том селе долгое время держали в подвалах, а затем пленные «исчезли насовсем». Пропал и член семьи Бузиных, Никита, который под угрозами «признался» в помощи украинским военным. Где он сейчас, неизвестно; его родные надеются, что он хотя бы жив. Изначально его одновременно «нашли» в СИЗО-3 Белгорода и ИК-4 Алексеевки, но администрации заявили, что молодого человека там нет.
Примечательно, что иногда российское Минобороны признавало захват гражданских, но заявляло, что их содержат «в соответствии с требованиями Женевской конвенции об обращении с военнопленными». Как отмечают в «Би-би-си», это юридически невозможно: документ в принципе не разрешает брать население в заложники или в плен, и требует обеспечения права на справедливый судебный процесс, которого задержанные украинцы лишены. Более того, они не могут даже обратиться к адвокату, хотя бы государственному.
«Раз речь идет о задержании, значит, либо в уголовном кодексе, либо в административном должна быть статья, что „противодействие СВО“ — это административное правонарушение или уголовное преступление. Тогда бы это придало процессуальность статусу этих людей, и мы как правозащитники могли бы направить адвоката. Но на это мне отвечают: „Нет, что вы, мы ни в чем их не обвиняем и не подозреваем, они просто задержаны за противодействие СВО“. Помогая таким пленным, мы столкнулись с юридическим парадоксом: лучше, если про тебя думают, что ты преступник», — объяснила происходящее юрист проекта Every Human Being Полина Мурыгина.
Как отмечают журналисты, российские оккупационные силы никак не фиксируют задержание мирных жителей, поэтому люди просто исчезают в неизвестном направлении. Многих из них становится сложно просто найти, не говоря уже о том, чтобы добиться их освобождения. Иногда пленных гражданских обменивают на российских военных.
Задержанные, которым удалось выбраться, рассказывают о массовых пытках, которые к ним применяли. Некоторых, например, долгое время избивали и угрожали отстрелить гениталии. Других били током и требовали готовиться к расстрелу.
Точное количество похищенных украинцев остаётся неизвестным. Сообщается, что люди продолжают исчезать в тюрьмах на территориях, которые захватывают российские военные. Некоторых пленников перевозят с аннексированных территорий в субъекты РФ, а затем возвращают. Узнать подробности о них крайне сложно. Украинский уполномоченный по правам человека Дмитрий Лубинец заявляет о 25 тысячах исчезнувших: по его версии, большую часть из них могут составлять именно захваченные гражданские. Проект по поиску пропавших украинцев «Найти своих» оценивает количество задержанных мирных жителей в 7,5 тысяч человек. По версии большинства экспертов, счёт идёт на тысячи человек.
В середине прошедшего лета Associated Press сообщило о планах правительства РФ построить ещё 25 тюрем на оккупированных территориях Украины до 2026 года. Авторы статьи подозревали, что новые здания позволят российским властям содержать в заключении ещё «тысячи» человек.