Художницу Сашу Скочиленко приговорили к 7 годам колонии за антивоенные ценники

Василеостровский районный суд Петербурга признал художницу Александру Скочиленко виновной в распространении фейков о российской армии — передаёт «Медиазона». Её приговорили к 7 годам лишения свободы за антивоенные ценники.

Поводом для преследования девушки стали ценники: 31 марта прошлого года обвиняемая наклеила на некоторые продукты информацию о бомбардировках Мариуполя, убийстве мирных жителей и о вероятной отправке срочников на фронт. На наклейках говорилось «российская армия разбомбила худшколу в Мариуполе; около 400 человек прятались в ней от обстрелов», «Путин врёт нам с экранов телевизоров 20 лет; итог этой лжи – наша готовность оправдать войну и бессмысленные смерти» и «мой прадед участвовал в Великой отечественной войне 4 года не для того, чтобы россия стала фашистским государством и напала на Украину». Скочиленко также специально изменила дату на 24 февраля, отсылая ко дню начала вторжения.

За это девушку обвинили в «фейках о российской армии по мотивам политической, идеологической или иной ненависти» (пункт д части 2 статьи 207.3 УК РФ). Вскоре её задержали. В апреле Василеостровский районный суд Петербурга отправил её в СИЗО №5.

Вызванные обвинением «свидетели» и «эксперты» заявляли, что 400 человек «не поместились бы в художественной школе и не стали бы там укрываться, а российские войска не обстреливают мирные объекты и гражданское население». Важно отметить, что 400 человек — это официальные оценки украинской стороны, опубликованные в государственных ресурсах.

«Все эти тезисы являются ложью и опровергались открытыми источниками информации. Об этом мне стало известно из СМИ, а именно по федеральным каналам телевидения <..> На официальном сайте имеется отдельный раздел, посвященный специальной военной операции на Украине, где также в открытом доступе находятся официальные данные <..> Вся информация, озвученная мной, была почерпнута из открытых источников, таких как телевидение», — заявляли «свидетели».

Привлечённые обвинением «эксперты» обнаружили политическую ненависть даже в словах «молчат» и «остановите». По их версии, ценники оказались «ложными», потому что данные на них не обнаружились в неких «средствах объективного контроля». При этом даже они признали, например, что за первую неделю вторжения погибло больше тысячи российских военных, но всё равно обвинили девушку в завышении показателя.

Приглашённые защитой специалисты эксперты отметили, что ценники «обладают признаками арт-объектов», на которых просто разместили «спорные тексты». Они подчеркнули, что у властей нет повода признать эти заявления «заведомо ложными» просто на основании того факта, что они не совпадают с заявлениями Путина или публикациями Минобороны.

«Различие между этой информацией и официальной позицией Министерства обороны Российской Федерации, а также отличие этой информации от мнения того подмножества граждан РФ, которое характеризуется высоким уровнем доверия Президенту России. Путину и официальным российским источниками информации, само по себе не является обстоятельством, которое наделяет размещенную подсудимой информацию свойством являться ложной, тем более заведомо ложной», — сообщалось в экспертизе.

В своём последнем слове девушка отметила, что благодаря её резонансному делу о преступлениях российской армии узнало гораздо больше людей, а не «одна бабушка, кассир и охранник магазина». Она даже посмеялась над прокурором, который настолько не верит в государство, что «считает, что наша государственность и общественная безопасность могут порушиться от пяти маленьких бумажек».

«Да, я считаю, что жизнь священна. О да, жизнь! Если отбросить всю мишуру этого мира типа денег, власти, славы, положения в обществе, в сухом остатке есть только она. О да, жизнь! Она упряма, она настырна, она невероятна <..> Поэтому я не понимаю: зачем война? Ведь война укорачивает жизни. Война — это смерть. Были 20-й, 21-й год, эпидемия коронавируса, мы потеряли своих пожилых близких — бабушек, дедушек, наставников, учителей. Мы пережили столько боли, тревоги и траура, и только мы стали вставать на ноги, начали жить… война. Теперь мы теряем людей молодых. Опять смерть, опять горе, опять боль. И я совсем не могу понять: зачем война?» — задавалась вопросами художница.

Василеостровский районный суд доводы защиты не убедили. Сегодня Скочиленко признали виновной в «фейках» об армии и отправили в колонию на 7 лет. 

Сегодня же суд в Москве также заочно приговорил Владимира Милова к 8 годам колонии по делу о «фейках» про армию. На прошлой неделе преподавательницу из Нижнего Новгорода приговорили к условному сроку и запрету на профессию из-за доноса студентов по такому же делу. В феврале суд в Барнауле приговорил журналистку Марию Пономаренко к шести годам тюрьмы по этой же статье за пост о авиаударе ВС РФ в Мариуполе.