В Госдуме обсуждают законопроект о запрете абортов во всех частных клиниках России — «Би-би-си»

Патриарх Кирилл написал в Госдуму письмо с поддержкой запретов абортов в частных клиниках — сообщает «Русская служба Би-би-си» со ссылкой на текст документа. Судя по всему, в парламенте уже разрабатывают соответствующий законопроект.

В своём письме патриарх заявил, что медицинский бизнес «зачастую» не соблюдает требования Минздрава в части «антиабортных ограничений», что «может свести на нет действия государства по увеличению рождаемости». В обращении к председателю Госдумы Вячеславу Володину он повторил свои предложения и попросил поддержать «инициативу депутатов и сенаторов» о запрете на прерывание беременности в частных клиниках. При этом в документе он не уточняет, подготовили ли уже соответствующие поправки, и, если да, то кто. Известно, что Володин уже запросил комментарии от комитета Госдумы по безопасности и врачей.

Клирик уже объявлял о такой позиции церкви в январе этого года. Во время своего выступления в Федеральном собрании он призвал исключить аборты из списка услуг, которые могут оказывать частные клиники в России. По словам главы РПЦ, доктора «наживаются на горе женщины». Он не уточнял, о каких именно ограничениях идёт речь.

«Аборт продолжает оставаться не только так называемой бесплатной медицинской помощью, но и средством обогащения для частных клиник. По сведениям ряда экспертов, коммерческая медицина нередко не исполняет те важные "антиабортные" ограничения, которые в последние годы приняты государством при полной поддержке общества и Церкви. Настало время законодательно изъять аборты из списка так называемых услуг, позволяющих наживаться коммерсантам от медицины на горе женщины», — сказал он.

Очень похожие аргументы периодически высказывают различные парламентарии и чиновники. Считается, что причиной такой активности со стороны госсектора стала позиция Путина, который, как считается, выступает против абортов. При этом мнение самого президента касательно этого вопроса периодически менялось. Так, в 2017 году он попросил ответственных лиц «не ломать через колено», чтобы резкие ограничения не привели к росту подпольных абортариев. При этом уже в 2020 году он потребовал от правительства совместно с Совфедом «провести оценку эффективности работы медицинских организаций по профилактике абортов» и разработать «меры, направленные на повышение эффективности такой работы».

Предложения, подобные тем, что озвучивал Кирилл, начали появляться ещё до начала войны. В 2021 году депутат Госдумы от Башкирии Инга Юмашева предлагала запретить аборты в частных клиниках, после чего их смогут проводить только в государственных больницах.  

С инициативой по запрету абортов для «частников» выступила и уполномоченная по правам ребенка в Татарстане Ирина Волынец. Даже председатель думского комитета по делам семьи, женщин и детей Нина Останина раскритиковала предложение, так как оно лишит женщин «права выбора» и при этом «никак не скажется на улучшении демографии».

В октябре депутаты Астраханской области также предложили Госдуме запретить аборты в российских частных клиниках. При этом одна из членов местной Думы уличила авторов обращения во лжи и ссылке на фактически неверные данные: провластные законодатели утверждают, что власти не могут проводить проверки частных клиник и-за закона 2020 года, хотя на самом деле у российских регуляторов такая возможность имеется.

Некоторые регионы пошли по пути, который предложила единоросска Анна Кузнецова. Летом она намекнула, что «ничто не мешает главам регионов принять решение» о запрете на выдачу лицензий, без которых клиники не смогут проводить аборты. В августе каждое третье медучреждение в Татарстане перестало проводить такую процедуру. На прошлой неделе Минздрав Крыма объявил, что все частные клиники полуострова «добровольно» отказались делать аборты. Такая же ситуация произошла в Курске. Похожие запреты обсуждаются властями Калининградской области и Приморского края. 

В двух регионах РФ уже ввели штрафы за «склонение к абортам». Похожий закон приняли в Мордовии. Теперь полицейским достаточно заявить, что обвиняемый «уговороваривал, предлагал», пытался «подкупить», «обманывал», или «выдвинул иные требования», чтобы беременная женщина приняла решение избавиться от плода.