Верховный суд России запретил считать отказ разблокировать телефон доказательством вины
Верховный суд РФ запретил считать граждан наркоторговцами за отказ отдавать силовикам пароль от телефона. Соответствующее решение опубликовали на официальном сайте инстанции. Фактически оно подтверждает, что суды не могут приписывать преступные мотивы фигурантам дел на основании их отказа свидетельствовать против себя.
В 2021 году Ворошиловский районный суд приговорил Романа Касенкова к 10 годам лишения свободы. Впоследствии приговор оставили в силе судьи Волгоградского областного суда и Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции.
Согласно материалам судов, силовики задержали Романа Касенкова в декабре 2020 года. Заявляется, что у него в рюкзаке нашли смесь, в которой оказалось 3,512 грамма N-метилэфедрона. Наркотики были расфасованы о 8 свёрткам. Заявляется, что мужчина находился в состоянии «наркотического опьянения», что позволило составить на него отдельный административный протокол. По инициативе обвиняемого медицинской экспертизы по этому вопросу так и не провели.
Прокуроры заявили, что Касенков собирался продавать наркотики, хотя сам он постоянно заявлял, что купил их для личного пользования. Следствие привело несколько заявлений, которое посчитало «аргументами» в пользу этой версии. Так, на планы продавать наркотики якобы указывал тот факт, что мужчину задержали в районе, в «курьеры» котором часто делают свои «закладки». Также в пользу заявленных обстоятельств якобы свидетельствовала «удобная для сбыта упаковка». Помимо прочего, прокуратура сослалась на тот факт, что обвиняемый отказался сообщать силовикам пароль от своего телефона.
«Поскольку Касенков не предоставил информацию для разблокировки изъятых у него мобильных телефонов, они были направлены в ЭКЦ ГУ МВД, для установления имеющейся на них информации, подтверждающей или опровергающей причастность Касенкова Р.А. к незаконному обороту наркотических средств, однако, мобильные телефоны открыты не были», — говорится в постановлении Волгоградского областного суда.
Как отметили в Верховном суде, ни следствие, ни суды предыдущих инстанций фактически не доказали, что мужчина собирался продавать наркотики. Более того, согласно материалам дела Касенков «не совершал каких-либо активных действий, направленных обустройство закладок для незаконного сбыта» и связывался с поставщиками и потребителями наркотиков.
«Какой-либо конкретной информации, указывающей на то, что Касенков подозревался в причастности к незаконному обороту наркотических средств, у сотрудников правоохранительных органов не имелось. В день произошедших событий Касенков был задержан только в связи с тем, что он находился на участке местности, где часто делают закладки с наркотиками, что вызвало у сотрудников полиции подозрения», — говорится в новом постановлении.
Коллегия ВС отдельно отметила, что силовики и суд нарушили требования 45-й и 51-й статьей Конституции РФ, согласно которым каждый гражданин имеет право защищать свои права и свободы «всеми способами, не запрещенными законом» и не свидетельствовать против себя. В финальной инстанции подчеркнули, что отказ обвиняемого от показаний против самого себя «не может быть истолкован против него либо являться даже косвенным подтверждением виновности», так как бремя доказывания обвинения и опровержения доводов адвокатов «лежит на стороне обвинения».
Коллегия ВС потребовала переквалифицировать обвинение из «сбыта наркотиков в крупном размере» (часть 4 статьи 228.1 УК РФ) в «приобретение, хранение и перевозку наркотиков в крупном размере» (часть 2 статьи 228 УК). Касенкову также сократили срок до 3,3 лет лишения свободы и обязали зачесть проведённые в колонии строгого режима 1,5 года за 2,25 лет.