Западные компании продолжают поставлять протезы для российских военных и наёмников ЧВК «Вагнер»

Компании из Германии, США, Исландии и других западных стран продолжают поставлять в Россию комплектующие для протезов, которые получают участники войны в Украине, в том числе и бывшие наёмники ЧВК «Вагнер», а также солдаты, продолжающие воевать на фронте, сообщает BBC.

Как пишет издание, «такие поставки могут нарушать европейские санкции», так как «в высокотехнологичных протезах используются микропроцессоры, которые попали под европейские санкции». В России же делать такие пока не научились, для этого, говорят эксперты, понадобится по меньшей мере ещё три-четыре года. Китайские и другие аналоги хоть и остаются доступными, но сильно уступают западным по качеству.

Однако, по данным Института медицинских материалов при Минпромторге, 79% производства медизделий для ортопедии закрывают иностранные компании. В то же время поставки медицинских товаров и технологий двойного назначения в гуманитарных целях должны получать предварительное одобрение, указывая конечного получателя.

Эксперты утверждают, что данные нормы обходятся через другие юрисдикции — Арабские Эмираты, Турцию, Гонконг, Китай и другие «дружественные страны». При этом подчёркивается, что данная модель обхода санкций «непобедима».

«Очевидно, что российские поставщики, покупатели этого оборудования вынуждены использовать серые схемы для обхода санкций. Объём поставок, который происходит в России именно для производства протезов, если мы говорим про электронику, он не сильно значителен, и очевидно, что разовые поставки можно получать и через третьи страны», — говорит  заместитель генерального директора «Трансперенси Интернешнл Россия» Илья Шуманов.

Так, по словам владельца компании «Индрайв», собирающей протезы из российских и импортных комплектующих для военных, «сырьё, которое шло из-за границы для ортопедии, так же и идёт», хотя есть «и проблемные моменты» с обходом санкций, которые «прорабатываются»: «По оценкам предпринимателя, рынок протезов в России проблем не испытывает, а импортозамещение постепенно развивается».

Также предприниматель добавил, что российский филиал крупной немецкой компании Ottobock, которая считается мировым лидером в области производства протезов и средств реабилитации, продаёт свою продукцию в Анапу, где был расположен основной медпункт для вангеровцев. Сами наёмники, проходившие реабилитацию в центре, подтвердили, что получили ипмортный протез.

Филиал Ottobock в РФ отказался давать комментарии журналистам, но в немецком головном офисе фирмы заявили, что работают только Социальным фондом России и не сотрудничают с Минобороны, а также внимательно проверяют клиентов и поставщиков в санкционных списках и поставляют «только те изделия, для которых получены соответствующие разрешения». Получив информацию, что продукция компании попадает к ЧВК «Вагнер», в Ottobock провели внутреннее расследование, подтвердившее, что один раз компании «Индрайв» всё же продали «небольшое количество коленных суставов и протезов стоп».

«Больше никаких отношений у нас с этой компанией нет. Если выяснится, что клиенты в России действительно используют или продают нашу продукцию в военных целях, мы немедленно прекратим деловые отношения с соответствующей компанией», — написала глава отдела коммуникаций немецкого офиса Ottobock Мерле Флорстед.

В это же время представитель московского офиса Ottobock Максим Федотов выступил на конференции «Жизнь после Z», где участники рассказывали о том, «как повысить качество и доступность реабилитации для жителей России-участников СВО». По словам Флорстед, сотрудник компании посетил мероприятие, так как оно не заявлялось как военное.

Другой компанией, лидирующей на рынке протезов и часто поставляющей свою продукцию в Россию, является исландская Ossur. Хотя на интернет-ресурсах Минобороны и российских компаний, устанавливающих протезы военным, можно найти фотографии с их продукцией, в компании утверждают, что приостановили все продажи в Россию после начала войны.

Скриншот из рекламного видео Минобороны РФ, на котором видно коленный модуль исландской компании Ossur. Источник: BBC

Согласно прогнозам Минобороны, после войны около трети российских военнослужащих станут инвалидами, нуждающимися в высокотехнологичном лечении (по оценкам BBC уже 66 тысяч участников боевых действий стали инвалидами, ещё 219 тысяч получили ранения).

В том числе, дорогостоящих протезах, цена одного из которых может составлять от 200 тысяч до 6 миллионов рублей. При этом «российский рынок протезов находится на уровне позднего Советского Союза». Но участники рынка пока не зафиксировали резкого роста спроса.

Ранее сообщалось, что девушка, которая полгода ждала протез для ноги, потерянной в аварии, так и не получила помощь от государства, так как протез отдали ветеранам Донбасса. Также государство должно было компенсировать девушке покупку первого протеза за 3,5 миллиона рублей, но этого тоже не произошло.