В ВТБ объявили, что российские банки научились конвертировать «зависшие» в Индии рупии в рубли
Глава ВТБ заявил, что российские банки научились конвертировать рупии в рубли. Объём валюты, «застрявшей» в Индии, до сих пор неизвестен: в МИД заявляют, что денег «миллиарды», а в Центральном Банке — что их количество «незначительно».
В начале мая глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что Россия накопила миллиарды рупий в индийских банках, которыми Кремль не может воспользоваться. Тогда он сообщил, что «эти рупии должны быть переведены в другие валюты, сейчас это обсуждается», но не стал вдаваться в подробности.
В тот же период в Reuters сообщили, что Индия и РФ приостановили переговоры о двусторонней торговле в рупиях из-за неликвидности индийская валюты. Отмечалось, что власти стран никогда не объявляли, что отказались от доллара и других твёрдых валют и начали торговать в национальных.
«Индия начала изучать механизм расчетов с Россией в рупиях вскоре после вторжения на Украину в феврале прошлого года, но сообщений о заключении сделок в рупиях не поступало. Большая часть торговли ведётся в долларах, хотя объёмы торговли в других валютах вроде дирхам ОАЭ также растёт», — говорилось в статье.
По данным за апрель, российский экспорт в Индию вырос примерно в 4,8 раза (с 10,6 миллиарда долларов до 51,3 миллиарда). При этом, по подсчётам Bloomberg, за первые 11 месяцев 2022-23 финансового года общий объём поставок из Индии в Россию, наоборот, сократился на 11,6%.
В середине августа курс доллара и евро начал стремительно расти. Руководство Банка России созвало внеочередное заседание, на котором приняло решение резко увеличить ключевую ставку до с 8,5 до 12%. Власти также потребовали от экспортёров нарастить продажу иностранной валюты, чтобы укрепить рубль.
Некоторые СМИ спекулировали на теме «застрявших рупий» и заявляли, что проблемы с обменом индийской валюты стали одной из основных причин падения рубля. В конце августа подобную точку зрения поддержал Михаил Задорнов, который занимал посты министра финансов и главы банков ВТБ24 и «Открытие».
«Еще одна неочевидная причина ослабления — зависшие рупии. Россия поставила в Индию нефть и нефтепродукты в первом полугодии на 30 миллиардов долларов, а наш импорт из Индии оценивается примерно в 6–7 миллиардов. Нам нечего покупать в Индии, но мы не можем эти рупии вернуть, поскольку рупия — неконвертируемая валюта. 30 миллиардов долларов за полгода — больше, чем все положительное сальдо текущего счёта», — написал он.
Вскоре Минэнерго РФ стало отрицать версию Задорнова: там заявили, что российские нефтегазовые компании «возвращают большую часть валютной выручки, независимо от валюты платежа». Там признали наличие задержек в конвертации, но подчекрнули, что те «не носят системного характера».
На прошлой неделе зампредседателя ЦБ Алексей Заботкин также заявил, что масштабы объемов рупий на счетах экспортёров «имеют другой порядок, чем эти оценки». По его словам, количество рупий у российских компаний «незначительно по отношению к объему экспорта» и уже «постепенно снижается».
Тем не менее, вчера Лавров подтвердил, что у фирм «накопилось очень много миллиардов рупий», которые Кремль не может использовать. Министр сказал, что его «индийские друзья» пообещали ему предложить «перспективные области, куда их можно инвестировать».
Сегодня глава ВТБ Андрей Костин в интервью для РБК сказал, что не согласен с версией Задорнова, так как в Индии «зависла относительно небольшая часть рупий». По его словам, «Сбер», ВТБ и несколько других банков России уже научились проводить «прямую конверсию рупия — рубль» через посредников в Индии и ОАЭ.
«Там определённая комиссия берется, дисконт, но в принципе объемы уже большие. Мы — каждый — можем уже на суммы сотни миллиардов рублей переваривать за год. Поэтому тема рассасывается, это не фактор влияния на сегодня. У многих наших клиентов вроде и не осталось рупий. Другое дело, что значительная часть нашей торговли с Индией до сих пор проводится в недружественных валютах. Если мы хотим полностью перейти на расчеты в национальных валютах, потребуются дополнительные усилия для решения этой проблемы», — прокомментировал Костин.