Суд ЕС снял санкции с экс-гендиректора Ozon Шульгина. Это первое подобное решение в отношении российского бизнесмена

Суд ЕС постановил снять санкции с бывшего гендиректора маркетплейса Ozon Александра Шульгина. Ограничения против ряда других олигархов оставили в силе.

Евросоюз ввёл санкции против Шульгина 11 апреля прошлого года. Согласно записи в журнале ЕС, он попал под ограничения за то, что присутствовал на «встрече олигархов в Кремле» в день начала войны с Украиной. Он действительно значится в официальном списке участников «встречи с представителями российских деловых кругов», которую Путин провёл 24 февраля 2022 года. По версии европейских властей, таким образом он поддержал политику подрыва и угрозы территориальной целостности Украины. Также Совет ЕС заявил, что Шульгин был «бизнес-персоной» (leading businessperson) и «участвовал в секторах экономики, обеспечивающих существенный источник доходов» правительства РФ.

В середине августа «Радио Свобода» выяснило, что ЕС намерен исключить из санкционных списков три имени: Александра Шульгина, Фархада Ахмедова и Григория Берёзкина. По данным источников издания, Шульгин подал в суд документы, в которых говорится, что он «больше не имеет связи» с Ozon и что «никаких доказательств обратного не появилось»

В апреле прошлого года компания действительно объявила, что Шульгин уходит с поста генерального директора группы Ozon и покидает из состав Совета директоров. Важно отметить, что попавшие под санкции россияне уже участвовали в схемах, при которых они покидали компании лишь формально. Сообщалось, что так поступила бывшая жена Путина Людмила Очертная, которая перерегистрировала свою микрокредитную фирму на АО. Похожим образом поступили основатели NtechLab, которая разработала систему распознавания лиц для российских силовиков.

Как пишет РБК, сегодня Европейский суд общей юрисдикции в Люксембурге постановил снять санкции с Шульгина. Юристы отметили, что суд впервые принимает решение о снятии санкций с «бизнес-персоны». 

Защита Шульгина оспорила его статус «ведущего бизнесмена». В суде отметили, что даже после выхода из Совета директоров он мог остаться влиятельным человеком в Москве, но Совет ЕС не предоставил тому дополнительных доказательств.

«До этого были только судебные решения о снятии санкций с родственников подсанкционных бизнесменов — матери Евгения Пригожина Виолетты и сына Дмитрия Мазепина Никиты, [хотя] последнее решение было частичным и касалось только профессиональной деятельности <..> Основным вопросом для суда была именно его управленческая роль в качестве гендиректора Ozon, и тот факт, что он её покинул, очевидно, стало определяющим фактором», — отмечают в РБК со ссылкой на юристов.

Журналисты отдельно отмечают, что европейские власти впервые дали определение понятию «leading businessperson». Суд посчитал таковыми тех, кто находился в топе российских «ренкингов бизнесменов», а также тех, кто «может таковым считаться в своей роли в крупнейших компаниях или величины активов».

Важно отметить, что этот же суд сегодня оставил без изменений санкции против ряда попавших под санкции россиян. Так, ограничения продолжат действовать против Дмитрия Пумпянского, Геннадия Тимченко, Михаила Гуцериева и Тиграна Худавердяна. Примечательно, что судьи признали, что Пумпянский «не играл прямой роли в наступлении на территорию Украины», но добавили, что тот «участвует в секторах экономики, которые представляют собой существенный источник дохода» для правительства РФ.

В середине августа суд в Лондоне отказался снимать санкции с бизнес-партнёра Абрамовича Евгения Швидлера. В тот же период бывший агент ФБР признал, что пытался помочь Дерипаске выйти из санкционных списков и собирать данные против Потанина.