Казахстанских полицейских приговорили к условным срокам за то, что они до смерти запытали протестующего
В Абайской области Казахстана двоих полицейских приговорили к условным срокам по делу о пытках местного жителя во время январских событий 2022 года. Тот скончался от полученных травм и воспаления лёгких.
Жандос Жотабаев — один из шестерых погибших во время протестов «Кровавого января» 2022 года, смерть которого от пыток силовиков официально признают власти страны. Свидетели рассказывали, что видели мужчину полностью связанным на полу камеры ИВС. Заявлялось, что ряд сотрудников изолятора видел происходящее, но отказался помочь.
«Когда я зашёл в камеру, Жотабаев лежал на полу и был связан скотчем за руки и ноги, рот тоже скотчем заклеен. К обеду пришли сотрудники ИВС и развязали. Он был как бы невменяемым. Не в себе. Постоянно говорил, [что] хотел в магазин сходить. Говорю ему: "Какой магазин, мы в тюрьме". Потом уснул. Спал более суток. В последний свой день сказал: "Я хочу отойти быстро". Я тогда не понял. Оказывается, он отходил на тот свет», — рассказывал свидетель Бекзат Азилханов.
Медицинская экспертиза обнаружила у жертвы несколько тяжёлых травм: множественные гематомы, 11 сломанных ребер и воспаление лёгких. Отмечалось, что администрация не позволила оказать ему медицинскую помощь.
В июне по делу о смерти Жотабаева к одному году лишения свободы условно приговорили фельдшера Гульмиру Толеубекову. Её обвинили в «ненадлежащем выполнении профессиональных обязанностей медицинским работником, повлекшем смерть человека» (часть 3 статьи 317 УК РК). Подробности дела не публиковались: защита утверждает, что медработник не имеет отношения к смерти Жотабаев.
В конце июня в Семее также начали судить полицейских Алишера Канакынова и Ерсултана Агзамова. Позже им предъявили обвинения в «пытках» (статья 146 УК РК).
Сообщается, что второй городской суд Семея признал их виновными по делу. Их приговорили к четырём годам условно и обязали взыскать с них в общей сложности 4,5 миллиона тенге (около 10 тысяч долларов) компенсации в пользу пострадавшей стороны.
Тот же суд ранее приговорил другого полицейского Айдына Азанбаева по делу о «пытках», из-за которых погиб местный житель Елдос Калиев. Силовик пытался завить, что отсутствовал на месте событий на тот момент, но судья отнеслась к этому аргументу «критически» и расценила как «тактику самозащиты и укрывательства».
Поводом для событий «Кровавого января» стали массовые протесты против удорожания топлива. Местные власти быстро отменили решение, но страну уже охватили антиправительственные митинги. Несколько дней в Казахстане был недоступен интернет. Протесты жёстко подавлялись силовиками и подвластными активистами. Президент страны заявлял о существовании «сил», которые хотят повторить эти события.