Экс-президента Бразилии Жаира Болсонару обвинили в незаконном получении 70 тысяч долларов от продажи часов

Федеральная полиция Бразилии заявила, что Жаир Болсонару получил деньги от продажи двух роскошных часов Rolex и Patek Philippe, стоимостью 68 тысяч долларов, подаренных Саудовской Аравией в 2019 году во время его пребывания на посту президента, сообщает AP.

«Средства, полученные от этих продаж, были переведены в наличные, а затем стали личными активами бывшего президента через посредников и без внесения в официальную банковскую систему», — утверждают в ведомстве в соответствии с приказом, изданным судьёй Верховного суда Александром де Мораесом, который известен своей личной неприязнью к бывшему презиеднту и назначенный на должность его противником.

По версии следствия, помощник Болсонару, подполковник Мауро Сид, в июне 2022 года продал часы магазину в США. Деньги якобы были переведены на банковский счёт отца Сида в тот же день. Судья заявил, что стратегия подозреваемых заключалась в «сокрытии происхождения, местонахождения и принадлежности этих средств».

Таможенный агент конфисковал один из наборов, произведенный швейцарским брендом Chopard стоимостью около 3 миллионов долларов, в международном аэропорту Сан-Паулу в октябре 2021 года, когда советник тогдашнего министра горнодобывающей промышленности и энергетики привёз его в страну. Документы и видеоматериалы, опубликованные бразильскими СМИ, якобы показывают, что предполагаемые эмиссары Болсонару предпринимали несколько безуспешных попыток вернуть конфискованные драгоценности за несколько дней до окончания его президентства.

В марте 2023 года, когда полиция потребовала от Болсонару вернуть два других набора ювелирных изделий, его адвокат Фредерик Вассеф выкупил часы Rolex в Майами и в апреле передал их бразильским властям. Ещё один комплект был передан государственному федеральному банку Caixa Economica во вторник.

Тем не менее в связи с расследованием по данному делу в пятницу бразильские силовики провели несколько допросов и обысков в домах и офисах нескольких человек, предположительно причастных к делу. Сейчас правоохранители запросили разрешение на доступ к личной банковской и финансовой информации Болсонару. Кроме того, Федеральная полиция обратилась за помощью к ФБР.

Согласно местному законодательству, бразильские граждане, прибывающие на самолётах из-за рубежа, обязаны декларировать товары стоимостью более 1000 долларов и в случае превышения этой суммы платить налог в размере 50% от их стоимости. Три комплекта ювелирных украшений были бы освобождены от налогов, если бы они были подарком государства Саудовская Аравия народу Бразилии, но не принадлежали бы Болсонару.

Сам политик отрицает свою вину. Его адвокаты утверждают, что экс-президент разрешит судебным органам Бразилии получить доступ к его банковским записям. «Президент Болсонару никогда не присваивал и не распоряжался какими-либо государственными активами», — говорится в сообщении его пресс-службы.

Жаир Болсонару возглавлял Бразилию с 2019 по 2023 год. Осенью 2022 он проиграл президентские выборы социалисту от «Партии трудящихся» Луле де Сильве. Сразу после этого, бразильские социалисты потребовали арестовать Болсонару из-за его «атаки на демократию» после массовых протестов сторонников Болсонару против фальсификаций.

Также де Сильва, обвиняемый в коррупции, инициировал ряд расследований против своего оппонента. Так, в мае Дома у экс-президента Бразилии Болсонару прошёл обыск по делу о поддельном сертификате о прививках.

По версии следствия, с 2021 года по конец 2022 года группа из нескольких человек вносила ложные данные в системы местного Минздрава (SI-PNI и RNDS), в которых регистрировали прививки от COVID-19. Такие манипуляции якобы позволяли получать поддельные сертификаты о вакцинации и использовать их «для обхода текущих» связанных с коронавирусом медицинских ограничений.

В июле Верховный суд запретил Болсонару участвовать в выборах до 2030 года. Бывшего президента обвинили в том, что в июле 2022 года на встрече с иностранными послами он «бездоказательно опорочил избирательную систему» — предположил, что урны для электронного голосования могут быть использованы для фальсификаций. Встреча транслировалась по телевидению — суд назвал это злоупотреблением властью.

«Ввиду большой значимости и дискурсивной эффективности для избирательного процесса и политической жизни, нельзя закрывать глаза на антидемократические последствия агрессивных высказываний и лжи, которые ставят под сомнение авторитет избирательного правосудия», — прокомментировал судья-докладчик Гонсалвеш.