Замглавы ЦБ назвала «мифом» возможность государства устроить тотальную слежку за пользователями цифрового рубля

Возможность государства устроить тотальную слежку за пользователями цифрового рубля — это «миф» . Об этом в интервью для «КП» сказала первый заместитель председателя Банка России Ольга Скоробогатова.

Выпуск материала приурочили к вступлению в силу большей части положений подписанного Путиным ФЗ о внедрении цифрового рубля. Сообщается, что в течение месяца ЦБ запустит пилотный проект с «реальными цифровыми рублями». Участвовать в нём будет «ограниченный круг клиентов» 13-ти российских банков. Ожидается, что полное внедрение инициативы займёт несколько лет.

«Для нас цифровой рубль — это, прежде всего, новые возможности для человека и бизнеса. К примеру, в основном мы сейчас пользуемся безналичными средствами. Либо расплачиваемся картой, либо делаем переводы по номеру телефона. Это стало привычно», — сказала чиновница.

По словам Скоробогатовой, с помощью цифрового рубля власти хотят избавить россиян от банковских комиссий, которые «приходится платить и немало». Когда корреспондент уточнил, что в России и так можно делать переводы без комиссий, чиновница переключилась на бизнес, который обязан платить банку от 1,5 до 3% от покупки. Она также отметила, что перевести бесплатно деньги по «Системе быстрых платежей» (курируется ЦБ) можно не более 100 тысяч рублей в месяц.

При этом, как и сообщалось ранее, юрлицам всё же придётся отдавать часть денег ЦБ. Как сообщила чиновница, за прием платежей в цифровых рублях нужно регулятор будет взимать «всего лишь 0,3%» от суммы, что в Банке России считают «очень низким для рынка уровнем».

В «КП» также отметили, что банки второго уровня обычно предлагают своим клиентам различные бонусы и преимущества вроде «условного кэшбэка», в то время, как система цифрового рубля таких мер не подразумевает. Представитель ЦБ РФ сказала, что власти ожидают стимулирования клиентов со стороны бизнеса, которому будет выгоднее пользоваться новым видом оплаты. Более того, в регуляторе считают, что внедрение контролируемой властями системы «как раз повысит конкуренцию».

«Приём оплаты в цифровых рублях будет выгоден торговым точкам, и мы рассчитываем, что они могут начать стимулировать покупателей расплачиваться цифровыми рублями, как это сейчас происходит с СБП. Думаю, что в недалеком будущем мы сможем увидеть развитие программ лояльности именно со стороны компаний в дополнение к программам лояльности банков. Это как раз повысит конкуренцию и подтолкнет банки предлагать более интересные программы лояльности», — сказала Скоробогатова.

Помимо прочего, собеседники обсудили возможность оплаты цифровым рублём без подключения к интернету. Центральный банк с 2020 года обещает, что контролируемый властям кошелёк будет работать офлайн: заявлялось, что это «позволит осуществлять расчёты независимо от наличия доступа к сети Интернет и мобильной связи». Когда Скоробогатову спросили о том, как такая система вообще может работать, та призналась, что в Банке России до сих пор не завершили разработку подобных технологий. По её словам, в мире «пока нет готовых решений», хотя в конце прошлого года Нацбанк Украины анонсировал возможность снимать наличные без подключения к сети: соотвествующий проект Power Banking разработали из-за постоянных обстрелов инфраструктуры страны.

Замглавы ЦБ анонсировала некий «комплекс мероприятий по защите информации», который должен защитить деньги россиян от мошенников. Она отказалась вдаваться в подробности, уточнив, что это российские «ноу-хау», которые «обеспечивают безопасность наших с вами денег». Она лишь пообещала, что уровень защиты средств будет «крайне высоким».

В финале интервью корреспондент спросил Скоробогатову о «мифе» насчёт возможности государства «ещё сильнее следить за нашими деньгами», а также планах властей заменить наличные на цифровой рубль. Та сообщила, что отказа от купюр «не произойдёт» и удивилась тому, что противники новой системы оплаты не относятся с подозрением с существующей системе безналичной оплаты.

«Действительно, цифрового рубля еще нет, а мифы вокруг него множатся. Если говорить о “тотальной слежке”, которой противники цифрового рубля пугают на каждом шагу, то хочется спросить, почему этот вопрос не возникает в отношении безналичных платежей», — сказала чиновница.

Зампредседателя ЦБ отдельно напомнила, что цифровой рубль, как и другие виды транзакций, «тоже оставляет свой след» и будет отслеживаться силовиками под предлогом борьбы с «подозрительными и мошенническими» операциями. Тем, кто не хочет пользоваться новой системой, она посоветовала «просто не открывать кошелёк».

Недавно в комитете Госдумы по финрынку подтвердили, что власти смогут ограничивать целевое назначение цифровых рублей: как это сочетается с высоким уровнем безопасности и банковской тайной, неизвестно. Недавно в ЦБ Беларуси начали разрабатывать «цифровой белорусский рубль»: там не скрывают, что власти хотят внедрить такую систему, чтобы выгоднее торговать с РФ.