Конституционный суд Кыргызстана обязал власти ввести «институт матчества»

Конституционный суд Кыргызстана обязал госорганы дать возможность гражданам использовать матчество вместо отчества. Об этом в своём Фейсбуке сообщила местная активистка Алтын Капалова.

В своём обращении девушка оспаривала положение закона Кыргызской Республики «Об актах гражданского состояния», который предусматривает перемену отчества только по именам отца, усыновителя, отчима или дедушки. В иске она указала, что требование ставит матерей «в неравное положение с отцами», ограничивая матерей в праве дачи своего имени для отчества, хотя формально родители «имеют равные права и несут равные обязанности» относительно своих детей.

В 2021 году Капалова сменила документы своих несовершеннолетних детей и вписала вписав туда матроним. Государственная регистрационная служба Кыргызстана подала на неё в суд. С тех пор она пыталась добиться признания этой нормы противоречащей Конституции.

Как рассказала девушка, Конституционный суд обязал правительство страны внести соответствующие изменения в «действующее правовое регулирование». Так, согласно постановлению, в республике должен появиться институт матронима (матчества). Более того, власти должны будут закрепить права выбора дееспособного гражданина между отчеством и матчеством. Отмечается, что решение «обжалованию не подлежит» и формально уже вступило в силу.

«Решение обязательно для всех государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, общественных объединений, юридических и физических лиц подлежит исполнению на всей территории Республики, опубликовать Настоящее решение в официальных изданиях органов государственной власти, на сайте Конституционного суда и Вестнике Конституционного Суда Кыргызской Республики», — пишет активистка.

Как объясняет Капалова, теперь любой совершеннолетний гражданин страны сможет взять себе матчество. Она сообщила, что её 16-летний сын уже изъявил желание добавить в паспорт имя матери вместо имени отца.

Тем не менее, как рассказала активистка, другое решение КС гласит, что изначально её права не нарушались. Она отметила, что всё равно считает новое постановление «победой», так как её страна «сделала огромный шаг в сторону справедливости и гендерного равноправия».

«Я впервые почувствовала практически физически как государственная система, махина, машина надвигается на меня. Во время суда представители парламентаа, аппарата Президента, Минюста и ГРС в микрофон говорили о том, что мои права не ущемляются, что я всё придумала, что есть многовековые традиции, что нужно сохранить запрет на матчество. И я ничего не могла сделать <..> Несмотря ни на что я считаю это победой. Женщины всё еще не могут дать свое имя своим детям при рождении, но взрослые дети могут взять имя своей мамы. Я поздравляю всех с этой победой!» — написала Капалова.

Важно отметить, что в кыргызском языке, как и в русском, на данный момент используется исключительно отчество. Его образуют добавляя уулу (для мужчин) или кызы (для женщин). В некоторых случаях граждане страны могут использовать имя одного из родственников-мужчин или опекуна.