Леонид Волков предложил Западу «по примеру ФБК» снимать санкции с российских олигархов и чиновников
Бывший руководитель Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) Леонид Волков призвал «переосмыслить персональные санкции» в статье для британского журнала The Economist.
По мнению Волкова, западные санкции против представителей российской номенклатуры «не оказали существенного влияния на способность Путина продолжать преступную войну» и «не вызвали раскола в российской элите». Вместо этого они, напротив, «помогают консолидировать поддержку режима и поощряют возвращение лиц, столкнувшихся с санкциями, обратно в Россию, где они направили энергию на спасение своего бизнеса».
«Потому что попадание в санкционный список — это билет в один конец. Любой, кто попал в него, знает, что единственный гарантированный способ выбраться из него — умереть. В результате люди, попавшие под санкции, считают, что у них нет другого выбора, кроме как оставаться на борту лодки господина Путина, даже если она тонет», — пишет политик.
Вместо этого он предлагает предусмотреть процедуру снятия индивидуальных санкций в случае «публичного разрыва связей с режимом Путина и его осуждение, а также передачи значительной части своего богатства Украине в качестве компенсации». В качестве удачного опыта Волков приводит «Список коррупционеров и разжигателей войны» ФБК, из которого несколько человек были исключены, по его словам, после осуждения войны или ухода с поста в госкорпорациях, несмотря на отсутствие юридической силы у документа.
Однако, как выяснила «Медуза» после изучения отчётов ФБК, за всё время существования санкционных списков фонда из них были исключены всего 40 человек (из 6 тысяч), большинство из которых умерли, уволились из государственных структур, сделали антивоенное заявление, или у ФБК не нашлось достаточных оснований для включения в список. При этом не ясно, были эти увольнения и заявления непосредственно связаны с желанием, чтобы их имена убрали из перечня фонда. Всего изданию удалось выяснить о трёх случаях, когда фигуранты действительно связались с ФБК.
Кроме того, составление санкционного списка было связано с рядом скандалов. Так, соратники политзаключённого Алексея Навального отнесли журналиста и публициста Олега Кашина к «пропагандистам» из федеральных медиа. Сам Кашин связывает своё попадание в перечень «разжигаталей войны» с тем, что он «не раз критиковал людей, которые выступают сейчас от имени Навального».
Также бурные споры вызвало исключение из списка создателей системы массовой слежки в Россси Кухаренко Артёма и Кабакова Александра, основавших компанию NtechLab. По словам Волкова, они были исключены за «помощь в установлении причастных к политическим репрессиям в России». Однако позже их снова вернули в список из-за общественного резонанса.
Ранее Леонид Волков признал, что писал письмо в поддержку акционеров «Альфа-групп». Своё решение он объяснил надеждой на раскол в окружении Владимира Путина. При этом Волков не поставил в известность о существовании письма своих коллег. Он объявил, что берёт паузу в своей публичной общественно-политической деятельности.
Публикация Волкова появилась через 20 минут после того, как бывший главный редактор «Эха Москвы» опубликовал письмо от лица ФБК главе европейской дипломатии Жозепу Боррелю с просьбой о снятии санкции с акционеров «Альфа-групп». Как выяснилось, они собираются продать свои доли в «Альфа-банке».