В Иране отравили школьниц, участвовавших в протестах
В Иране отправили участвовавших в протестах школьниц — сообщает The Guardian. Правозащитники подозревают, что в этом замешаны власти, которые хотят запугать оппозицию.
Об инцидентах известно немногое: по имеющимся данным, отравления произошли в городах Кум и Боруджерд. Член парламентской комиссии по здравоохранению подтвердил, что отравление «оперделённо было преднамеренным».
Те же данные сообщил замминистра образования Ирана Юнес Панахи. По его словам, отравители хотели, «чтобы все школы, особенно школы для девочек, оказались закрыты».
«Выяснилось, что химические соединения, используемые для отравления студентов, не являются военными химикатами. Отравленные студенты не нуждаются в интенсивном лечении, и [отрпаление] наибольшей частью используемых химических агентов поддается эффективному лечению», — добавил он.
Специалист по лечению пострадавших от отравления предположил, что «наиболее вероятной причиной этого отравления было слабое фосфорорганическое вещество». Он сделал такой вывод на основании известных ему симптомов: у девочек наблюдаются признаки «сильного потоотделения, избыточного слюноотделения, рвоты, повышенной моторики кишечника и диареи».
Сейчас в Куме в школу ходит только 20% девочек: неизвестно, все ли из оставшихся 200 учениц испытывают симптомы отравления или часть из них просто запугана. Официально виновники отравления ещё не названы: расследование не завершено, а некоторые школы уже закрылись. Тем не менее, иранская правозащитница из США Масих Алинеджад уверена, что за химической атакой стоят власти Ирана, которые «хотели отомстить смелым женщинам, отказавшимся от обязательного ношения хиджаба» во время недавних протестов.
«Поскольку иранский режим ненавидит девочек и женщин, я призываю женщин всего мира, особенно школьниц, быть голосом иранских студентов и призываю лидеров демократических стран осудить эту серию отравлений и изолировать режим аятоллы Хаменеи <..> Я считают это биологическим терроризмом, и это должны расследовать в ООН. Нам нужна внешняя организация для расследования, как можно скорее», — сказала она.
Митинги начались после смерти 22-летней иранской правозащитницы Махсы Амини. Она приехала в Тегеран встретиться с родственниками, но оказалась вскоре умерла. По версии властей, у девушки «внезапно начались проблемы с сердцем», однако общественность уверена, что за «неправильное» ношение хиджаба её насмерть забили сотрудники «полиции нравов».
Протесты охватили всю страну: девушки снимали платки и хиджабы и кричали антиправительственные лозунги. Студенты университетов ломали стены, разделяющие женскую и мужскую половины в столовой, скандируя: «Свобода, свобода, свобода!» и срывали занятия, требуя освободить политзаключённых.
Власти жёстко подавляли митинги: в стране задержали не менее 14 тысяч человек. Местные депутаты потребовали признать их «врагами Бога», за что по шариату им грозила бы смертная казнь. Некоторых протестующих уже казнили.