Университет в Норвегии потратит 1,2 миллиона долларов на изучение «колониализма» белого цвета

Бергенский университет в Норвегии проведёт исследовательский проект NorWhite, в котором будет изучать «наследие и идеологию» белого цвета «в колониальной истории» страны. По результатам проекта обещают провести «информационно-разъяснительную работу» совместно с музеями и галереями.

На инициативу выделили 12 миллионов норвежских крон (около 1,22 миллиона долларов США). Авторы заявляют, что «белизна» (whiteness) стала «культурной и визуальной структурой привилегий», которая «материализуется повсюду вокруг нас». Заявляется, что в процессе исследователи обратят внимание на «социальные, технологические и эстетические условия» цвета, а также изучат, «как инновации изменили поверхности в искусстве, архитектуре и дизайне».

«Хотя Норвегия не была обычной колониальной державой, этот проект покажет, как страна сыграла ведущую роль в мире в установлении превосходства белого цвета. До сих пор эта история была менее известна ученым и общественности. NorWhite объединит сложные темы: белизну, технологические инновации и массовую эксплуатацию природных ресурсов в одном тематическом исследовании», — говорится на странице проекта», —

В процессе также химическое соединение диоксида титана (TiO2) и титановые белила. На них обещают посмотреть «с исторической, эстетической и критической точек зрения».

Авторы напоминают, что именно норвежские учёные открыли новый способ промышленного изготовления вещества и «произвели революцию в индустрии окрашивания», разработав «абсолютно белую нетоксичную краску, устойчивую к искажению цвета из-за грязи и ржавчины». Отмечаются, что предприятия в стране до сих пор остаются «ключевыми игроками в мировом производстве TiO2».

«Соединяя исторические, критические, эстетические и художественные методы с привлечением общественности и рекламной деятельностью, NorWhite раскроет <..>, как местная норвежская инновация привела к глобальным последствиям. Общая цель NorWhite в том, чтобы критически и визуально исследовать культурные и эстетические предпосылки сложной и неизведанной части норвежской истории технологий и инноваций, которая, как утверждает этот проект, сделала мир “белее”», — говорится на сайте.

Свою работу авторы разбили на несколько этапов. В результате исследования станет известно о «проблематизации представлений о норвежской идентичности в искусстве, архитектуре и визуальной культуре с 1850 года», а также о «колониальном белом цвете», который представляет собой «наследие и идеологию белизны в колониальной истории» страны. В конце они обещают провести «информационно-разъяснительную работу» совместно с музеями и галереями.