Российские солдаты разграбили Чернобыльскую АЭС — Washington Post
Чернобыль, расположенный в нескольких километрах от границы с Беларусью, был оккупирован ВС РФ одним из первых. И хотя сама станция уже давно не работает, в лабораториях были заняты до 6000 научных сотрудников и другого персонала. До войны все они следили за состоянием станции и занимались научной работой. После освобождения Чернобыля, на станцию смогли попасть журналисты Washington Post, зафиксировавшие следы пребывания российских солдат.
Как сообщают работники станции, катастрофы, которой многие боялись, удалось избежать, однако станция всё равно серьёзно пострадала. Россияне вывезли практически всё оборудование для исследований, антирадиационной защиты, а также противопожарное снаряжение. Сотрудники станции опасаются, что им нечем будет тушить опасные лесные пожары возле станции. То, что вывозить не получалось, солдаты ломали и портили.
«Нельзя сказать, что россияне нанесли урон всему человечеству, но определённо они навредили Украине», — отметил один из сотрудников станции.
Евгений Крамаренко, глава Государственного агентства Украины по управлению зоной отчуждения, рассказывает, что после того, российские войска заняли станцию один из российских генералов объявил себя новым начальником. На станцию также приехали работники Росатома — Крамаренко отмечает, что это говорит о том, что россияне собирались остаться под Киевом надолго. По его словам, россияне вывозили даже кофеварки и электрочайники, не говоря уже о компьютерах и мониторах.
Большая часть персонала перед вторжением была эвакуирована с ЧАЭС. Однако необходимый минимум работников всё равно оставили для поддержания безопасности станции. Несколько работников-украинцев были похищены россиянами. Крамаренко говорит, что многое из украденного имело GPS-треккеры и данные о локации с некоторых из них передаются до сих пор.
По оценкам Крамаренко, ущерб составляет около 135 миллионов долларов. Программное обеспечение писалось специально именно для ЧАЭС, а значит — утеряно безвозвратно и его предстоит воссоздавать с нуля.
Другой работник станции Леонид Богдан посвятил ЧАЭС более 30 лет своей жизни. Он работает здесь с 1 мая 1986. В прошлом он участвовал в совместных проектах с Росатомом и даже приезжал в Москву в 2013 году на научную конференцию. Леонид полагает, что россияне вели себя так из зависти.
«Мы всё восстановим. Всё это снова будет работать. Но, понимаете... это как если бы в ваш красивый дом, который вы долго строили кто-то вломился без приглашения. И в вашу свежую кровать с чистой белой простынью этот кто-то взял и насрал… Вот я это так вижу. Они завидуют тому, что мы можем что-то делать», — поделился он.
Оборудование со станции непригодно для использования где-либо ещё, и чиновники Росатома не могли об этом не знать. Именно поэтому работники станции полагают, что россияне уничтожили и вывезли всё просто назло. Ещё одной причиной для разграбления станции могли стать убеждения россиян в наличии каких-либо разработок в области ядерного вооружения.
Сейчас Украине предстоит долго работать над разминированием, восстановлением защиты станции и возобновлением работы научно-исследовательских лабораторий. А главную проблему — лесные пожары возле станции, предстоит решать уже в ближайшее время.