22 февраля 2022, 14:50
Роман Баданин
сказал в интервью 21 февраля
Советский союз провозглашал и более или менее соблюдал принцип интернационализма
21 февраля на YouTube-канале Ксении Собчак вышло интервью журналиста и основателя расследовательских медиа «Проект» и «Агентство» Романа Баданина. Телеведущая задала журналисту вопрос о его отношении к движению BLM. В своем ответе он заметил, что существенную роль в его восприятии играет различие культур, которое определилось в детстве, проведенном в СССР.
«Я родился в Советском союзе, который провозглашал и более или менее соблюдал на деле несколько базовых коммунистических правил, как то: интернационализм...» — сказал Баданин.
Интернационализм действительно был формально провозглашен в качестве национальной политики СССР. Однако на практике различные поколения советского руководства проводили противоречивую политику в отношении национальных меньшинств. Она колебалась от относительной автономии до массовых репрессий, что в конечном счете привело к росту националистических настроений в республиках СССР и, опосредованно, к его распаду.
В период Гражданской войны и до 1925 года большевики провозгласили право наций на самоопределение, что, тем не менее, не мешало им проводить политику «красного террора», уничтожая целые этнические группы, например, донское казачество, терское казачество и другие.
В ранний советский период национальной политикой большевиков стало воспитание локальной национальной элиты, лояльной центральной власти, а также внедрение политики позитивной дискриминации, например, введение национальных квот в высшие учебные заведения и на руководящие должности. При этом на локальном уровне национальной номенклатуре предоставлялась определенная автономия, что зачастую выливалось в рост антирусских настроений.
В период Большого террора репрессиям подверглись западные национальные меньшинства: поляки, немцы, латыши, литовцы, эстонцы, финны, греки, румыны, болгары. С августа 1937 по ноябрь 1938 года в рамках всех «национальных операций» было осуждено 335 513 человек, из них приговорено к расстрелу 247 157 человек, то есть 73,66 % от общего числа осужденных.
То, что геноцид народов был частью советской политики подтверждают факты массового голода в различных районах бывшей империи: Голодомор на Украине, голод в Поволжье и Казахстане. Общие демографические потери от массового голода в СССР исследователи оценивают от 5 до 10 миллионов человек.
Помимо прямого уничтожения советское государство применяло практику насильственных депортаций коренных народов. Подобные операции НКВД проводило в отношении чеченцев, ингушей, крымских татар и других народностей. Суммарные человеческие потери десяти тотально депортированных народов (корейцы, немцы, финны-ингерманландцы, карачаевцы, калмыки, чеченцы, ингуши, балкарцы, крымские татары и турки-месхетинцы) составили около полумиллиона человек.
После смерти Сталина и начала Оттепели, советское руководство вернулось к практике коренизации и позитивной дискриминации в руководстве национальных республик, что вылилось в сокращение русского населения в национальных республиках СССР.
Еще одной проблемой в СССР был антисемитизм, который в 1940-е стал почти государственной политикой, а в последующие годы был бытовым явлением. Евреи в СССР сталкивались с дискриминацией при получении высшего образования, им запрещали выезд за рубеж и работу в силовых органах.
Журналист Роман Баданин прав лишь наполовину: интернационализм действительно был провозглашен национальной политикой СССР — но на практике советские власти уничтожали и репрессировали национальные меньшинства и русских людей.