От молитвы за «наших мальчиков» до танцев на крыше под гул истребителей: 9 мая глазами россиян
В России прошёл первый юбилейный День Победы военного времени. К восьмидесятой годовщине окончания Великой Отечественной власть готовилась по-особому: это 9 мая, наконец, финально соединило две войны — вторую мировую и украинскую. Ветераны ВОВ и «СВО» даже в поздравлениях от «Госуслуг» шли через запятую. Живых свидетелей той войны практически не осталось — как итог что в массовом сознании, что в риторике пропаганды их постепенно вытесняют те, кто вернулся с нового фронта. Меняется и отношение к празднику: одни в приливе патриотизма целыми семьями выходят на «Бессмертный полк», другие стараются не покидать квартир и даже не включать телевизор. SVTV поговорило с жителями российских городов самых разных возрастов и профессий — от модных пиарщиков до простых пенсионеров — о том, как они встретили 9 мая.
«Все молились за наших мальчиков»
Петербурженка Татьяна, ей 60, решила в этом году впервые сходить на акцию «Бессмертный полк» — её семья после войны разъехалась по миру, никто войну не поддерживает. Татьяне было любопытно своими глазами взглянуть на то, кто они — те люди, которые приравняли Великую Отечественную войну к украинской. «Ничто не изменит русского человека, — рассказывает она в сердцах. — Война идёт. Смерть повсюду. А эти стоят и бесконечно кричат: „Ура! Победа! Россия!“. Пока ждала в очереди к рамкам досмотра, общалась с людьми рядом. Все молились за „наших мальчиков“, за тех, кто воюет прямо сейчас».
По словам Татьяны, портретов «свошников» в руках всё-таки никто не нёс: «Я всё шествие шла с женщиной моего возраста, петербурженкой. Её родители были медиками в блокадном Ленинграде. Но такие — те, кто по-другому мыслят, остаются в тени, к сожалению, тонут в этом кричащем патриотизме. Всё-таки этот „Бессмертный полк“ не зря решили провести, он сплотил русских ещё сильнее. Все уверены в том, что всё правильно в России происходит. А ещё разговорилась в очереди с одной таджичкой — она мне такая с гордостью: „Мой муж сейчас воюет!“. Я спросила про гражданство — она, опять торжественно, сообщила, что они граждане России. Ну я и сказала — добро пожаловать... Это как в фильме „Александр Невский“, помните, он сказал: „Добро пожаловать гостям, но кто с мечом придёт, тот от меча и погибнет“».
Ещё одна пенсионерка из Санкт-Петербурга Ирина много лет ходила 9 мая на Дворцовую — там каждый год проводят бесплатные концерты для жителей города. «Однажды с подругой мы так попали на Андреа Бочелли — знаете, есть такой слепой певец из Италии? Нам очень понравилось. А в этом году там Розенбаум и „Песняры“ — нет, я не хочу ничего плохого про них сказать, но мы всё равно решили, что не пойдём. Всё-таки не мировые звёзды, согласитесь. Но на парад сходили с утра. Не потому, что как-то особенно интересно — просто а что нам делать ещё? А так хоть какие-то новые эмоции».
«Никаких фриков, все на позитиве»
Маша, документалистка из Москвы, полетела на День Победы в Калининград — снимать, как в некогда самом европейском месте России отмечают 9 мая. Город, который до 1945 года был Германией, как будто сильнее других старается доказать свой патриотизм. До «большой России» отсюда — сильно дальше, чем до Польши и Литвы — стран, которые накануне не пустили в свое воздушное пространство самолёты симпатизирующих Кремлю лидеров Сербии и Словакии, летевших к Путину на парад.
«Интернет не работал — как и везде, наверное. — говорит Маша. — Очень много людей, всё перекрыто, никто не мог никуда пройти — но всё равно люди такие радостные, позитивные. В этом году „Бессмертный полк“ здесь проходит впервые с момента пандемии — и все как-то особенно воодушевлены. Как это ни удивительно, пенсионеров практически нет — все молодые, много кто семьями и с детьми. Я спросила: „Почему пришли всей семьёй?“. Мне ответили — чтобы показать акцию детям, приучить их ходить на парад. Пьяных тоже почти нет, как и всяких там фриков. Мы даже специально искали каких-то странных людей, которые будут нам рассказывать, что пора уже бомбить Берлин. Но ни одного такого человека не нашли».
«А нечего шастать, дома сидите»
Если в Калининграде с мобильным интернетом проблемы только сегодня, то в Москве, по-хорошему, он не работает уже третий день. Отключения, которые начались 7 мая вместе с небывалой атакой украинских беспилотников, продолжились как накануне, так и сегодня. Впрочем, город этого как будто и не заметил. «А нечего шастать, дома сидите или по кафе с вай-фаем», — шутит журналистка Инна, тридцатилетняя жительница центра Москвы. 8 мая она еле добралась до дома из турецкой Антальи. Рейс сперва задержали на несколько часов, а затем посадили в Казани. И лишь в ночи всё-таки отправили во Внуково. Из дома сегодня она решила не выходить. «Немножко похоже на времена короны, — говорит Инна. — Такое полудобровольное заточение». «А парад-то смотрела?» — спрашиваю я. «Зачем? Я не хочу даже намёка на войну в моей жизни».
Впрочем, Инне повезло больше, чем дубайским криптоангелам: самолёт из ОАЭ, наполненный заряженными на миллионы адептами цифровой Вселенной, так до столицы и не долетел. Им пришлось встречать 9 мая в той же Казани и незапланированно «баловаться эчпочмаками», как написал светский Телеграм-канал «Антиглянец» — как бы намекая на то, что даже транспортный коллапс как «подарок» от Украины на День Победы не повредил праздной жизни россиян, в мире которых нет и не будет войны, и не стал поводом задуматься о неприятном.
«Над головой истребители — а мы веселимся»
«В ночь на 9 мая мы просто устроили вечеринку на крыше в центре, над головой истребители летят — а мы ещё веселимся. Прикольно. А почему нет? В город выходить не хочется совершенно, кордоны, менты, люди непонятные», — рассказывает пиарщик Сергей. Ему 28 и он вернулся в Москву два года назад после того, как неудачно попробовал пожить в Европе, сбежав, как и многие, от войны. Он позвал вечером 8-го мая друзей в гости — выпить и потусить. Кажется, не разошлись до сих пор — «пока не закончится вот это вот всё».
Когда сам я ещё жил в Москве, долгое время снимал квартиру на углу Тверской и Камергерского. И отлично помню это ощущение. Всю неделю до парада домой толком не попасть — каждый день репетиции, всё перекрыто. «Прописку покажите, молодой человек». А если не собственник — то благополучно идёшь лесом ждать двух ночи. Так что майские традиционно превращались для меня во время «Нетфликса» и безделья. Или отпуска, если везло.
Показательная история про закрытые переулки случилась в этом году в преддверии Дня Победы и с модным российским брендом одежды Monochrome. Бутик марки находится в Столешниковом — в самом центре Москвы, квартале, который всегда тотально перекрывают что для репетиции парада, что для самого шествия. Владелица, не подумав, пожаловалась в Инстаграме, что из-за 9 мая у её бизнеса «неудобства» — именно так и написала. Пришлось, мол, поменять часы работы.
Спустя считанные минуты в неуважении ко Дню Победы марку обвинили все главные патриоты и стукачи — от Екатерины Мизулиной до Владимира Соловьёва. Пришлось оперативно и многословно извиняться. Впрочем, не факт, что поможет — не обращать внимания на 9 мая можно. Танцевать на крыше под гул сверхзвуковых самолётов — тоже. Даже ходить строем в «Бессмертном полку» не обязательно. А вот называть праздник имени путинского тщеславия «неудобством» — кажется, без пяти минут уголовка.